Фотосъемка в путешествии на природу

Фотография на сегодняшний день остается наиболее эффективным и универсальным инструментом фиксации событий в путешествиях. Сравниться с ней как в массовом плане, по степени доступности и мобильности, так и в широте бытового применения, и возможностях последующей реализации не может ничто.

Качественная съемка видео с использованием современных средств (дронов, экшен-камер и пр.) требует значимо больших технических усилий, временных затрат и серьезного монтажа. Помимо прочего, работа с видео высокого разрешения предполагает высокие затраты на приобретение производительных компьютеров и покупку ПО. Другими словами, это сугубо профессиональная работа, как фильм снимать, и путешествие ради материала. В то время как фотографировать, и при этом делать это на относительно высоком уровне и не в ущерб досугу, может позволить себе каждый.

Мы много лет успешно создаем как коммерческий контент для использования в travel-сегменте, так и изначально свободные по замыслу от прикладного применения фотографии для души. За годы мы сняли под сотню материалов в рамках активных приключений, и поэтому ясно видим оптимальную структуру подачи стандартного путешествия на природу, о чем и расскажем в этой статье.

Независимо от того куда и в какое время года вы отправляетесь, "поход" состоит из большого числа моментов которые только в совокупности дают общую картину событий, и для того чтобы целостно передать ее в фотоматериале, нужно прежде всего понимать из чего конкретно состоит путешествие в визуальном плане, видеть его по частям.

Для начала мы разберемся с этими составляющими.

В подавляющем большинстве случаев мы создаем фотографии не только для себя, но и для круга наших знакомых, друзей - для публикации в социальных каналах, и иной публичной демонстрации. Что в первую очередь интересно вам, а что людям в ваших кругах?

На первом месте стоит общее представление о том, куда вы собственно ездили.

Это самые главные фотографии. У вас должны сохраниться лучшие из увиденных вами пейзажей, а у вашего круга утвердиться впечатление о том, что ваше путешествие было потрясающим, проходило по местам красоты невиданной. Ведь так и есть?! p.s. красота невиданная может быть и в километре от дома ;)

Не должно закрасться и доли сомнения, что это место не так интересно для того, чтобы туда отправиться, и ваш выбор был сомнителен. Поэтому обязательно нужно не лениться и снимать пейзажи при хорошем свете. Хороший свет бывает рано утром и в ненастье, а также при сложном небе.

Опять же, если вы снимаете в относительно людном месте (такие и на природе бывают), то утром вы сможете решить эту проблему, потому что большинство любит поспать подольше.

Фотографируя в утренний час вы получите не только лучшие по свету пейзажные снимки, но и привилегию запечатлеть то, чего не найдешь в фотоисториях у сонь - тонкие детали утреннего убранства трав и цветов.

Или заставляющие зрителя озябнуть и поспешить за чашечкой кофе виды палаточного лагеря после морозной ночи.

А как прекрасно проснуться и обнаружить, что лес за ночь преобразился! Первый снег так чист и красив в нежных лучах погожего дня. Преступно в это время нежиться в спальнике, лучше лечь пораньше.

В любое время года поутру существует большая вероятность застать дымку, легкий туман. Солнечные лучи будут нежно рассеиваться в нем, и интересно подсветят детали окрестных полян.

Звери и птицы тоже встают рано, а некоторые и вовсе ложатся спать после рассветного часа. Поэтому ваши шансы сделать удачный кадр с живой природой, без специальной на то оптики, утром резко возрастают.

Возвращаясь к пейзажу отметим, что главное - законченность кадра, фотография не должна уходить за периметр. Лучший вид выверен, и очерчен. Белое небо - это брешь в периметре кадра, она выпускает взгляд смотрящего за отведенные границы.

В пейзаже важно многообразие планов. Небосвод - дальний план, окрестные холмы - средний, травы и вода перед вами - передний. Если у вас только передний и задний план, и при этом неинтересное небо - это скучно, но допустимо при общем минимализме картинки.

Важно, чтобы линия неба всегда была ровной, даже если у вас нет действительного горизонта. Уже незначительно заваленный пейзаж создает стойкое ощущение небрежности исполнителя, и показывает отсутствие всякого внимания к демонстрируемому кадру (а значит и неуважение к тратящему свое время зрителю), а ведь выправить градус очень просто. Но лучше сразу держать руки ровно, иначе вам придется корректировать композицию, что может критично сказаться на кадре. Для верности используйте видоискатели с сеткой.

В пейзаже важна резкость главного плана, поэтому при недостаточном освещении следует использовать штатив (или некую опору), а не раскрывать диафрагму до портретных параметров, как при съемке девичьего лица. Но учтите, что штатив должен соответствовать камере и метеоусловиям съемки. Паразитическая вибрация при хлопке зеркала, или парусность конструкции может привести к порче кадра, и даже к падению оборудования, используйте утяжелители или вручную фиксируйте устойчивость камеры. В СССР производились даже такие чУдные карманные штативчики на саморезе, которые вручную ввинчивались в стволы деревьев.

В некоторых случаях главный план может быть совсем незначительно выведен из резкости, это создает акварельный вид, приближая фотографию к живописи.

Отводя резкость ближе на передний план можно сделать акцент на некие объекты вблизи, или увести взгляд смотрящего по прямой. Но не следует злоупотреблять этим приемом.

В пейзаж может быть интегрирован человек. Делается это тогда, когда для фигуры есть место, и это композиционно уместно. Человек может быть взят как для масштаба:

Так и как часть цветового решения:

Поэтому все так любят желтые плащики, идеальные для сочетания с голубым небом, синим морем и зеленой травой на лугах.

Порою хорошо и цветовое соответствие фигуры с ландшафтом, дабы не акцентировался взгляд, и были выдержаны единые тона по всему пространству кадра.

Проще всего интегрировать одного или двух человек, сложнее - группу. Один человек в глобальном пейзаже в большинстве случаев уместнее, это создает ощущение "одинокой планеты", придает воли фотографиям.

Для съемки пейзажей обязательно нужен широкоугольный объектив. Это не значит, что нужно снимать только на 28 и шире, очень часто пейзаж хорошо ложится на 50 мм, но без широкоугольной оптики вы сами себе будете ограничивать возможности.

Мы, к примеру, не используем кучу оптики, и никогда не снимаем на объективы с динамичным фокусным расстоянием. У нас нет возможности и желания таскать еще больше груза фототехники, поэтому мы справляемся двумя стеклами - 50 и 24 мм (при съемке на узкий формат). 50мм - основное рабочее стекло, а 24мм применяем большей частью только для некоторых пейзажных планов, и в случаях, когда нужно дать объекту больше воздуха по периметру, или он просто не компонуется на 50мм. Такого набора из этих двух стекол хватит для большинства стоящих задач.

Вторая по значимости часть материала - это персонализированные репортажные портреты, и фотографии общего плана с людьми в действии. Такие фотографии обладают активными эмоциями, оживляют материал, создавая ощущение реальности происходящего, позволяют зрителю сопереживать. Съемка постановочных портретов не может заменить чистого репортажа.

Снимайте все интересные действия - переход реки вброд, переправу на лодке, активную игру, приготовления у костра, установку лагеря, купание в озере, ловлю рыбы, досуг в дороге - на поезде или корабле, все что кажется интересным, и рассказывает "как это было".

Часто бывает нужно что-то сделать, но при этом и кадр может быть упущен - найдите золотую середину, и старайтесь совмещать репортажную фотосъемку без сильного ущерба для быта.

Снимайте портреты без постановки, чтобы эмоции были живыми, неподдельными. Брак в такой съемке большой, но после отбора вы получите в итоге желанные и столь необходимые для материала кадры.

Третья составляющая - постановочные портреты и постановочный репортаж. Вы готовите материал о своем личном путешествии, и всем - и вам и вашей аудитории интересна персонализация. Снимайте портреты - крупно, общим планом.

У вас останется память о вас и спутниках, а для аудитории этот контент необходим для уверенного построения ассоциации красоты маршрута с вашими личностями. Цельный пейзаж - веселый переход реки - красивый портрет.

Сочетайте больше улыбок с интеграцией деталей, показывающих качество вашего быта. Для вас во время путешествия полный котелок брусники, или милая новорожденная овечка на руках, или другой сюжет в таком духе - нечто обычное, а для зрителя это вау.

Поэтому немаловажно, чтобы не только пейзажи и свет были на уровне, но и ваш внешний вид, ведь именно вы - главные герои. Человек в кадре должен рождать позитивные эмоции, быть красивым и сочетаться с атмосферой места съемки.

Старайтесь разнообразить портретные позы, уходите от частого прямого зрительного контакта с камерой, пусть визуальный контакт с глазами будет реже, но сильнее.

Снимайте портреты и со спины, и с боков, избегайте топорных поз "я у дерева".

Избегайте камуфляжной походной одежды, она отпугивает и придает кадрам агрессию. В лесу форму носят либо солдаты, либо охотники или реконструкторы... ну бывает еще из колледжей подростки ходят в чем попало.

Если вы не дурны собою, то не лишним будет и легкий эротизм. Это придает материалу элемент свободы и здорового духа, опять же подчеркивая ваш уровень, как проекцию для равнения.

Хороший материал воспевает красоту как природы, так и человека, а природа - естественный мир. Подчеркивайте чистоту физиологии, линий лица, тела, рук.

Но учитывайте, что размещать в интернете любой контент, даже незначительно содержащий некую эротику нужно с соблюдением общественных и правовых норм. Сетью пользуются даже малолетние дети. А вот переживать о публикации кадров с рыбалки, на которых показана разделка рыбы и пр. не стоит, у взрослого человека всегда есть право не смотреть контент, который идет в разнос с его мировоззрением.

Четвертый элемент - детали. О них все забывают, между тем они крайне важны. Мы уже пробежались по утренним узорам на травах в туманной дымке, но обозначим это более четко.

Собираете ягоды - сфотографируйте, разводите костер - сфотографируйте. Именно детали, а не общего плана репортажный кадр.

У вас красивый нож и вы режете свежие помидоры? Под ногами чарующей красоты папоротники? Или даже размякшая земля! Ведь это тоже можно показать красиво.

У вас на обед свежие раки? Тогда можно даже потратить минутку и построить с ними аппетитную композицию.

А в руках кружка с горячим чаем? Вы поняли. Этот элемент фотоматериала дает зрителю возможность стать ближе - увидеть детали, что-то особое, мелкое, броское.

Он разбавляет общую череду пейзажей-лиц-ситуаций. Зритель как-бы завтракает вместе с вами, когда видит в репортаже утренний омлет.

Пятая составляющая - встреченные люди, незнакомцы, колоритные персонажи. Вы пошли на маяк? Сфотографируйте его смотрителя! У него есть собака - их вместе.

Пошли в море на судне - сфотографируйте капитана, и т.д. Встретили на берегу озера прекрасную незнакомку и разговорились - не стесняйтесь сохранить ее образ. Главное - человек должен быть форматный, вписываться в стилистику вашего материала. Ну и по возможности спросите разрешение на фото, а еще лучше - оставьте визитку, чтобы прислать на память.

Последняя выделенная группа фотографий - это ваш ночлег. Вы ночуете в палатке - снимите, как выглядит ваш палаточный лагерь. В отеле - снимите интерьер отеля, себя в этих пространствах. Зритель должен видеть не только движения и активность дня, но и прочувствовать связь между днями.

При фотосъемке ночлега (а также привала) уделяйте внимание деталям в кадре. Что-то можно интегрировать, а в большинстве случаев - наоборот исключить. Какие-то чужеродные объекты - пакеты, крышки от контейнеров из супермаркета, и тем-более мусор. Сфотографируйте приготовления к ночлегу - как вы рубите дрова, ставите палатку, отдыхаете в избушке.

Таким образом, совместив эти шесть компонентов воедино вы получите относительно целостную фотоисторию вашего путешествия. Теперь остается только грамотно распределить фотографии по своим местам.

Лучшие снимки следует поместить в начало и середину рассказа, чтобы задать уровень и поддержать его. Чередуйте сюжеты, и постарайтесь сделать материал ровным. Если вы представите все самое интересное и достойное в начале, а средние кадры отведете под конец - сделаете серьезную ошибку, незаслуженно принизив качество материала в глазах зрителя. Также как нельзя преподнести череду пейзажей, потом репортажей и т.д. как бутерброд есть по частям, будет невкусно.

Чтобы ваш фоторассказ о путешествии был полным и интересным важно - снимать не только в отличную погоду, когда вы довольны жизнью, сыты и отдыхаете, но и тогда когда другие не могут, потому что им сильно мокро, холодно, устали или напились. Вы всегда будете вознаграждены, если в трудный момент или под искушением найдете силы и секунду для того, чтобы сделать кадр.

Поэтому мы против того, чтобы использовать при работе с основной камерой - кофры и прочие приспособления для ее безопасного хранения. Репортажная камера должна быть автоматической и наготове, а если пленочная то заряженной. Ситуация, когда фотоаппарат куда-то убран ведет к потере времени, на то чтобы его достать, и как следствие еще больше снижает мотивацию сделать кадр в условиях усталости.

Если вы беспокоитесь о возможных поломках фотоаппарата в свете не столь щепетильного отношения к нему, то абсолютно правильно делаете. У нас за 9 лет сломалось 10 камер (эхх..), то суком заденет ремень и оторвет, да так что со скалы вдребезги, то морской водой зальет всю электронику и т.п. Поэтому во-первых нужно иметь при себе запасную камеру, а во-вторых покупать вещи по средствам или защищенные от ударов/ воды и пр.

Приучите себя реагировать на происходящее быстрее. Не постановочные кадры скоротечны. Секунда-другая и животное уйдет из композиции, человек изменит позу, и даже безлюдный пейзаж способен поменяться в одно мгновенье, особенно в закатный час, и ненастье.

Да! Больше играйте со светом. Особенно в закатное время.

Ведь солнечные лучи могут так красиво "согреть" и раскрыть композицию.

И даже невидимая на глаз мошка, которая обычно поминается недобрым словом, может превратиться в волшебных светлячков.

А в разгар дня не забывайте про поляризующие фильтры, которые одним легким поворотом кольца превращают белесое небо в прекрасную синь, выделяя облака и придавая контраст.

Но не злоупотребляйте ими, и уж точно не используйте при портретной съемке.

А вот чтобы убрать паразитические блики и отражения с воды - самое то.

Чаще обращайте внимание на водную гладь. При хорошем свете и в штиль вы сможете буквально перевернуть картинку, показав ее через отражение - разукрасить небо фактурой морского дна.

А при вертикальном солнце лучи могут "пробить" воду, и в кадре вы передадите больше красоты, чем могли бы. Особенно при широком динамическом диапазоне пленки или матрицы.

Не забывайте фантазировать. Благодаря отражениям можно создавать иллюзии. Так простая осока вокруг летней лужицы может превратится во всполохи северного сияния над заснеженным озером.

Даже простой дождь над гладью может быть прекрасен.

Если вы используете в путешествии для заброски или по ходу самого маршрута необычные для городского обывателя транспортные средства - вертолеты, собачьи упряжки, снегоходы, парусные яхты и т.п., то будет не лишним сделать на этом акцент. Ведь для зрителя такие вещи в большинстве - экзотика.

Но даже если вы путешествуете на банальном автомобиле, это может быть интересно, особенно в должном пейзаже. Ведь road movie - это целая философия приключений.

Особенно хорошо смотрится преодоление автомобилем видовых перевалов:

И масштабные виды от первого лица:

Если вы путешествуете по регионам, где распространено животноводство, то обязательно сделайте прямо из салона кадры с оленями, овцами, лошадьми и другими зверями, встречающимися вам на дороге.

Или даже сфотографируйте саму дорогу:

У всех нас разные фотоаппараты, кто-то снимает на карманные камеры с утопленной оптикой или смартфоны, а кто-то на громоздкие зеркальные со сменной оптикой или даже карданные полевые системы и пр. Если ваш фотоаппарат стильный или необычный, то он также вполне заслуживает право засветиться в репортаже.

Мир яркий, и безусловно нужно представлять его в цвете, но порою фотография будет куда сочнее передавать настроение и свет в черно-белом решении. Снимая на цифровую технику вы всегда можете обесцветить и "облагородить" специальными фильтрами цветные изображения, сымитировав "зерно", а на пленке все еще проще и качественнее.

Основа удачного кадра в черно-белом исполнении - правильный контраст между светлым и темным.

Черно-белая фотография может при определенной подаче и вовсе состарить ваше путешествие на десятилетия. Все зависит от образов и одежд людей, предметов быта в кадре и степени загруженности пространств современными деталями. При желании, в определенных случаях, вы можете выстроить весь рассказ о путешествии в идеальной картинке 1950-х.

Для больших ценителей фотопутешествий в прошлое можем рекомендовать попробовать классические моментальные камеры семейства Polaroid Land. Это дорогое и хлопотное решение, зато аутентичнее придумать сложно.

Куда дешевле и проще использовать обычные камеры 35мм, ролик пленки к которым можно купить всего за 300 рублей, а проявить самостоятельно без особых затрат и навыков.

Благодаря красивой и гармоничной фотоистории, ваше путешествие обретет настоящую вторую жизнь, и сможет стать объектом внимания и уважения широкой аудитории.

Главное - цените свои воспоминания, а как ими распоряжаться решите уже сами. Но задумайтесь, даже если вы не заинтересованы в производстве на основе своего путешествия некого продукта, насколько вам будет приятно показать по прошествии лет эти картинки своим детям, и как интересно будет взглянуть им на приключения своих родителей. Это вполне реально влияет на смягчение проблемы отцов и детей, ведь так можно куда явственнее чем на словах поведать о ценностях и достойных увлечениях своей молодости.

Тщательно подходите к выбору направлений и маршрутам своих приключений. В наших гидах вы найдете только лучшие идеи!