Зимою на остров Кижи

Остров Кижи лежит в северной части Онежского озера, посреди одноименной исторической волости. Его сердце - архитектурный ансамбль деревянных церквей.

В 2016 году Музею-заповеднику исполнилось полвека, а старейшему из его сокровищ - Церкви Преображения Господня уже свыше 300 лет. В России нет другого такого места, где можно было бы в столь неподдельно величественной атмосфере окунуться в прошлое. Еще учитель Петрозаводской гимназии Федор Бордзынский писал после своего путешествия с профессором Кесслером по Онеге в 1868 году:

"Живописнее, населённее и веселее кижской местности я ничего не видел в Олонецкой губернии, это своего рода Заонежская Эллада. Тут, на небольшом пространстве земли, собрано вместе: живописные острова, плодородная почва, красивый народ,... природа, разнообразная и улыбающаяся"

Заонежье упоминается в письменах начиная с в XIV века. Покуда в 1914 году не была открыта Мурманская железная дорога, через Онежские шхеры проходил водный путь караванов с солью и дичью с Белого моря вглубь России. Оттого получила большую известность и Шуньгская ярмарка, где четыре раза в год по православным праздникам велся оптовый торг беломорскими товарами. Но главный толчок в развитии волости произошел в XVII веке, когда в Заонежских землях обнаружили медную руду и основали металлургическое производство с привлечением датского капитала. Тогда были построены три завода - в Шуньге и на Кижском погосте.

Но промышленные новшества не встретили радостного отклика крестьян. Многих приписных силой принуждали к работе на заводах, что вело к кровопролитным восстаниям. Недовольство вызывал и отбор земель под нужды промышленников. А когда для оптимизации расходов вследствие убыточного производства меди заводы перешли на железо, это хлестко ударило по достатку местного населения, промышлявшего его кустарной добычей и обработкой. Самое крупное и затяжное столкновение произошло в 1769-71 годах, когда крестьяне вооружившись вилами и рогатинами подняли мятеж в заводском поселке, и напали на возчиков руды. Для наведения порядка из столицы прибыл отряд стрельцов. Зачинщиков сослали в Восточную Сибирь на Нерчинские рудники, прежде подвергнув "вырезанию ноздрей и поставлению знаков". В массе же крестьян выпороли, и частично отправили в рекруты.

Для жизни и более смиренной работы правоверного люда встала необходимость выстроить большой церковный приход. Так зародился главный архитектурный символ Карелии. Первою появилась Церковь Преображения Господня. 37-метровый 22-х главый храм срубили на месте старой церквушки, сгоревшей от молнии. Она не имеет искусственного фундамента, лишь малой частью западного придела опираясь на бутовый цементный раствор. А вот гвозди в строительстве все же применялись, но только в луковицах. Следом за нею озарила горизонт более скромная - зимняя (отапливаемая для служб в холодное время) Церковь Покрова Богородицы. Безымянные зодчие возвели ее в тени величия главного храма, в подчиненном виде. Церковь вышла на 10 метров ниже, с девятью главами. Она расширила композицию и уравновесила ее. Храмы обнесли забором, и только в середине XIX века ансамбль дополнился Шатровой колокольней, возведенной взамен прежней, разрушенной за ветхостью. Так современный облик Кижской троицы формировался ровно 150 лет, и вот уже полтора столетия большей частью неизменен.

Кижи имеет статус объекта ЮНЕСКО, что уже само по себе не позволяет назвать преувеличенными разговоры об уникальности острова. В историческом смысле это один из редких сохранившихся на севере Европы погостов в труднодоступных пост-средневековых православных селениях. А в визуальном плане, Кижи - невероятно гармоничное единение архитектурного стиля выверенных форм пропорциональных деревянных церквей и колокольни с ландшафтами и самим характером Онежской природы. Мало того, собранные по всему Занежью в южной части острова церквушки и прочие не ритуальные здания - апогея искусства карельских плотников, бережно сохраненные до наших дней иллюстрации древних технологий строительства и уклада былой жизни. Наше национальное достояние.

Билибин, побывав на острове в 1904 году написал:

"Нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. Что за зодчий был, который строил такие церкви!"

Если вы еще не видели остров Кижи своими глазами - найдите в книжном магазине альбом Вадима Гиппенрейтера с фотографиями Кижского погоста, пересмотрите на широком экране "Анну Каренину" Джо Райта, и кричите ямщику, чтобы запрягал коней в дорогу.

А какое сейчас время года? Хорошо бы, чтобы не лето.

Лето на острове Кижи - это сувенирные ларьки, толпы пакетных туристов, билетики-билетики, охрипшие экскурсоводы и беспрестанный людской галдеж, не позволяющий ни минуты провести наедине с собою и местом. При этом минимальный бюджет для двоих - 7 000 рублей (5 000р. за метеор и 1 000р. - сбор музея). А зимнее путешествие - это истинное спокойствие и тишина, чистота белоснежной Онеги и ничего чуждого. Более того, зимою отправиться на Кижи соразмерно по затратам или даже дешевле чем в высокий сезон, и при этом вы сможете совместить экскурс в прошлое с очень необычными вариантами заброски.

Поэтому ни в коем случае не стройте планов по посещению Кижского погоста в летнюю пору. Иначе вы будете глубоко разочарованы, рассчитывая шагнуть через окно в дореволюционную Россию, а попав в круговерть современной коммерческой карусели. Только холоду русской зимы под силу остудить людской интерес и дать острову вздохнуть полной грудью. А вам - насладиться роскошью покоя.

Отправной точкой для путешествия на Кижи является столица Карелии - город Петрозаводск, имеющий ежедневное сообщение с Петербургом скоростными поездами "Ласточка" (5 часов в пути, 2 000р. туда-обратно), а из Москвы удобнее всего доехать ночным поездом №17/18 "Карелия" (13 часов в пути, билеты от 5000р. до 25 000р. туда-обратно). Из Петербурга в Петрозаводск можно съездить и на машине по трассе на Мурманск (420 км), дорога займет в пределах 6 часов.

Нужно отметить, что зимнее путешествие на Кижи возможно именно тогда, когда за окном настоящая зима, а не дата на календаре соответствует. Зимы непредсказуемы, но в большинстве случаев подходящий сезон - это период с начала февраля и до середины марта. Логично будет выбрать для осуществления Кижского плана расширенные выходные в честь праздников 23 февраля или 8 марта, и совершить поездку в рамках красных дней, не в ущерб отпускному времени.

От Петрозаводска до острова 70 километров. Онега в разгар зимы полностью стянута льдами, и по ней можно ездить на автомобилях с низким давлением в шинах - пневмовездеходах. Такой вы сможете без труда нанять за 7-9 тысяч рублей, а разместиться в салоне свободно сможет компания из 5-7 человек с вещами. Поэтому если вы отправитесь на Кижи с друзьями, то это значимо удешевит индивидуальные затраты, снизив стоимость заброски до острова вплоть до 1 000 рублей на человека, что в 1,5 раза дешевле билета на метеор в летний период. Пневмомобиль ведет себя на льду уверенно, но едет долго. Путь займет 3-4 часа.

Так, чтобы добраться до столицы Карелии достаточно одного вечера или ночи, а уже с рассветом вы можете оказаться на острове. И самое прелестное, что у вас нет необходимости обежать все вокруг за 3 часа, покуда вас не зазовут обратно к отчаливающему судну. Машина уедет, и оставит вас здесь одних. На пару дней будет оптимально?

Нет, не думайте, что мы завлекаем вас повторить участь молодых с острова Ханхипаси, но только в куда более суровых условиях. Мы действительно советуем вам остаться дольше одного дня в Заонежье, но провести время в тепле и уюте. Как насчет старинного карельского дома из XIX века, с окнами на ансамбль Кижских церквей?

В одной из маленьких береговых деревень, которая называется Ерснево с любовью и заботой поддерживают красивый резной домик потомки замечательного плотника Михаила Елупова, участвовавшего в реставрации погоста еще до основания Музея-заповедника. Дом Елуповых служит семейным отелем, и называется "Кижская благодать". Цены совсем не кусаются (двухместный номер на 2 ночи от 6400р.), а еще вы сможете покататься на финских санках, попариться в русской бане (3000р.), отведать карельских калиток (традиционные пирожки) с вареньем из морошки. Можно заказать трехразовое питание (2300 рублей/человека за два завтрака-обеда-ужина), но столько вы вряд ли сможете осилить. Готовят очень вкусно, но и порции не жалеют. Молоко, рыба, и мясо у хозяев свои.

Идеальные выходные будут выглядеть так: Утреннее солнце, вкуснейший завтрак, прогулка на санках по Онеге, жаркая баня с чистейшим снегом, ужин... здорово одним словом. И так два дня подряд!

А когда придет время домой - можно повторить уже имеющийся опыт с болотным автомобилем, но можно и внести разнообразия. Каждый понедельник (что как-раз подходит для длинных выходных) в период закрытой навигации (то, что нужно) между островом Кижи и Петрозаводском (аэропорт "Пески") летает дотационным рейсом "Ми-8". Вертолет доставляет почту, и прочие необходимые вещи, на нем сменяются сотрудники полиции, пожарные бригады. Время полета 20 минут. Билет стоит всего 450 рублей на человека. Единственное, его обязательно нужно бронировать за 15 дней, ведь мест немного. Телефон аэропорта "Пески": 8(8142)747566. 

Получается, что на вертолете вы сможете улететь с острова и вовсе в 3 раза дешевле, чем на летнем метеоре. А на ближних рубежах нашего Севера вертолет - настоящая экзотика, в отличие от более далеких земель. Поэтому и вам, и вашим спутникам, наверняка будет очень интересно пролететь над бескрайним простором Онеги, а заодно увидеть Кижские церкви с высоты.

Вот таким может быть путешествие на остров Кижи. Две ночи в дороге, две ночи в самом нутре перламутровой скорлупки Карельской жемчужины, и два долгих дня, полных искрометной радости и незабываемых прогулок. Ведь само слово "kiši" (веппский), к которому восходит название острова, переводится как "игрище", или "место для игр и праздников". 

Topic: Остров Кижи | Kizhi island