На велосипедах по Приполярной Карелии

Настоящий гид может быть рассмотрен как отдельный план для путешествия, так и в качестве логического продолжения маршрута на двух колесах по Терскому берегу Белого моря.

Если вы пребываете в поисках идеи для увлекательного трека на велосипедах по Карелии, ищете небанальный по ните маршрут, с массой исторических и видовых точек, и возможностью построить его исключительно по приятными лесными дорогами без трафика, то он перед вашими глазами. Никаких федеральных трасс, опасностей и нежелательных встреч по пути. Только чистая природа в сердце самой живописной местности.

Протяженность активного пути составит 400-500 километров. Маршрут рассчитан на одну неделю, но при наличие у вас большего времени (и главное - желания) его можно дополнить интереснейшими пешими радиальными экскурсиями на горы, к водопадам и озерам. В расширенном виде прохождение всей нити потребует двух недель.

Почему именно Приполярная Карелия? Основных причин две. Во-первых это наиболее многобразный район республики по части ландшафтов. Именно в Северной Карелии возвышаются все самые высокие горы, во главе которых стоит красавица Нуорунен высотою в 577 метров. Возвышенности окружают густые дремучие леса, болотца и ламбушки. Многочисленные озера переплетены сетью ручьев и порожистых рек. Все это в сумме формирует условия для идеального пейзажа. Это не только наше субъективное мнение, факты налицо. Именно в районе земель на которых ныне расположены российский и финский Национальные парки "Паанаярви" и "Оуланка" был проложен первый природный туристический маршрут в Финляндском Княжестве, он назывался "Медвежий круг". Здесь, на склонах озера Паанаярви, написал свои лучшие полотна Аксели Галлен-Каллела, снимал Юхани Ахо, был образован первый российский Национальный парк.

Во-вторых здешние земли зияют глубокими шрамами, нанесенными как войнами, так и инженерным новаторством советской эпохи. Передвижения границы на корню подрезали спокойный уклад жизни в хуторах на Оланге, Пяозере и повсюду в округе. А последующее строительство каскада ГЭС на реке Кума вызвало повышение уровня воды на 8-9 метров, стерев остатки большинства уцелевших исторических построек. На без малого полвека жизнь здесь замерла, и лишь с распадом СССР закрытые пограничные территории вновь стали доступны для путешественников, а реальный общественный интерес к посещению Лоухского района возобновился уже в начале этого века. Но даже сегодня 99% туристов прибывают сюда только с целью побывать на экологических маршрутах Национального парка. А значит нагрузка на природу совсем незначительна, и вы сможете провести время в пути в гармонии с окружающим миром.

Нить начинается от железнодорожной станции Кандалакша. Добираться следует поездом, от Петербурга (21 час). Прямые составы ходят также из Москвы, Минска, Архангельска, и даже Адлера. Ближайший аэропорт находится в Мурманске, откуда до Кандалакши ехать 6 часов, поэтому смысла лететь нет. Тем-более провоз велосипедов в поездах бесплатен (но допустим только при перевозке в чехлах).

Кандалакша - старинная русская волость, известная еще со времен средневековья. Городом она стала относительно недавно, накануне Второй Мировой войны. Место очень красивое, устье реки Нивы в самом уголке глубокого морского залива. Если по прибытию вы совпадете по времени с часами работы, то очень советуем посетить Музей Кандалакшского заповедника!

Перед началом путешествия будет необходимо выполнить два обязательных условия. 

Первое. Маршрут проходит через режимный объект (ГЭС-9), и для проезда обязательно нужно оформить пропуск. В его отсутствии придется развернуться и ехать назад. Управляющей организацией является Каскад Нивских ГЭС с конторой в Кандалакше. Вам необходимо за месяц-два до даты начала путешествия направить в их адрес факс с ходатайством в произвольной форме на проезд через ГЭС-9 с указанием списка участников и их личными данными, целей (напишите как есть, "туристического веломаршрута") и сроками планируемого проезда. Обязательно позвоните после отправки и осведомитесь о получении факса и принятых мерах. Разрешающая транзит бумага должна быть отправлена руководством на сам объект, где находится КПП. На месте сотовая связь не работает, а документы туда завозят подобные по мере оказии. Поэтому нужно иметь существенный запас времени.

Второе. Часть пути вы будете проезжать по территории Национального парка Паанаярви. Для этого также требуется оформить транзитный пропуск, или туристическую путевку (в случае, если вы хотите остановиться в его пределах на ночлег или посетить один или несколько экологических маршрутов). Подробно по оформлению транзита мы написали в гиде по Лунной горе

Если же вы планируете осмотр достопримечательностей в парке (водопада Киваккакосски и руин хутора Вартиолампи, озера Паанаярви и водопада Мянтюкосски, гор Кивакка и Нуорунен), то нужно сообщить об этом в туристический отдел парка, и согласовать порядок действий. Вам будет выставлен счет на оплату из расчета типа вашего размещения в парке (установки своей палатки на специально оборудованной стоянке, или аренды избушки), вы произведете платеж на указанные реквизиты, и дополнительно вышлите почтой или на электронную почту парка подписанный всеми участниками документ об ознакомлении и согласии с условиями и правилами пребывания. Мы советуем остановиться в парке на 2 ночи, и отдать предпочтение аренде дома. Это совсем не дорого, к примеру роскошная резная изба "Теремок" вместимостью 6 человек (минимальной загрузкой в 4 человека), что уединенно стоит на берегу разлива Оланги, обойдется вам всего в 700р/человека за ночь. Дрова и русская баня включены, и никак не ограничены. Единственное, что как уже обозначили строкой выше, если вы едите вдвоем то платить придется дополнительно за двоих призраков, т.к. по правилам парка установлен минимальный порог для аренды.

Следует отметить, что в последние годы отдых в парке Паанаярви становится все более востребован, и избушки выбираются уже при самом старте продаж нового сезона. Как правило, летнее бронирование открывается с апреля. Но лучше заранее обозначить свою заинтересованность в конкретных датах, и не промешкать с этим вопросам, иначе придется ставить палатку (место для которой тоже нужно заранее бронировать).

В первый день пути нужно прежде всего покинуть город, и проехав 7 километров на юг по трассе "Кола" свернуть в сторону приграничного поселка Аллакурти. На восьмом километре этой дороги вы пересечете реку Кумжа, а на двадцатом - реку Канда. В дюжине километров к югу вы увидите неприметную возвышенность, что лежит у реки Небла. Зимою 1938 году в условиях тумана о нее зацепился и потерпел крушение один из самых известных в мире дирижаблей "СССР В-6" конструкции Умберто Нобиле, спешивший на помощь терпящей бедствие во льдах экспедиции Папанина.

Проехав еще 25 километров, вы окажетесь на развилке, прямо продолжит идти дорога на Аллакурти, а вам нужно повернуть на юг, на грунтовую дорогу ведущую в поселок Зареченск. До поселка ехать 45 километров, дорога широкая, но ямистая. По пути вы встретите множество озер, где можно остановиться на ночь. В среднем за день нужно будет проехать около 75 км.

Прибыв в Зареченск, вы покинете условные границы Мурманской области, и продолжите путь уже всецело по Карелии. Из села на юг ведет одна дорога, она тупиковая для автотранспорта. Эта служебная грунтовка протяженностью около 50 км служит для подъезда к Кумской ГЭС. Не обращайте внимание за запрещающие таблички на въезде (у вас ведь оформлены пропуска?).

Еще раз возвращаясь к теме разрешающих документов, хотелось бы объяснить для чего придумана эта система. Кумская ГЭС - один из самых значимых технологических объектов Карелии, и в случае теракта на ней, последствия могут быть катастрофические. Отнеситесь к этому неудобству с пониманием.

По подъезду к ГЭС-9, вы пройдете пропускную, и для вас откроют ворота, чтобы перебраться по плотине на южный берег Кумы. Дорога мгновенно изменится. Вместо широкой проезжей грунтовки, вы окажетесь на глухой лесной тропе - узкой и извилистой. Отсюда до южного берега озера Ципринга предстоит проехать 15 километров. Вбейте в навигатор координату ручья, соединяющего Ципрингу с Пяозером, и сверяйте направление. Дорожка будет теряться, виться и множиться, местами перемежаться со старой линией электропередач. Но в конце своем она непременно выведет вас к нужному месту. 

Ориентируйтесь на горбатую вершину горы Пяйнур, которая иногда будет видна сквозь просветы в густом лесу.

Выехав на берег озера Ципринга, вы встретите удобное место для остановки на ночлег. Палатку можно поставить прямо на ровном берегу у кромки воды. 

А поужинать - в видовой беседке на склоне, из которой открывается потрясающий вид на золотую гору Луккулайсваару (в породах горы присутствует платиновая руда, но разработка невыгодна). За день получится накрутить 80 км.

Третий день можно посвятить пешей экскурсии на вершину Пяйнур (486 метров). Поднявшись на доминантную высоту, вы сможете оглядеть округу во все стороны. На юго-западе друг-за-другом покажутся горы Киваккатунтури (499 метров) и Нуорунен, пологая возвышенность на западе - Мянтютунтури (она лежит на северной стороне озера Паанаярви, и является второй высотой Карелии, 550 метров), а конической формы холм на северо-западе - Лунас (495 метров).

День 4. В этот день вам нужно проехать 15 километров по красивой лесной дороге, и вы пересечете границу парка Паанаярви, оказавшись на перекрестье дорог. Поворачивайте на юго-восток, и через километр редеющий лес окончательно расступится. Перед вами покажется во всей красе гора Киваккатунтури, а под ней - поля забвенного хутора Вартиолампи, что стоял когда-то на берегу Оланги. Здесь особенно красиво и умиротворяюще. 

Можно вдоволь осмотреться, оставив велосипеды. Продолжите путь пешком по деревянным мосткам параллельно бегу Оланги. Через пару километров вы услышите рокот водопада. Киваккакосски особенно эффектен в половодье, когда он несет талые воды, но красив в любое время года.

По возвращению на хутор, воссоединившись с оставленными на отдых железными конями - езжайте назад на развилку, и продолжайте движение по единственной неисследованной дороге, ведущей на запад. Через 7 километров вы достигните разлива реки, где на отвороте с дороги сложена избушка. Это и есть тот самый "Теремок", что мы советовали выше.

Чем хороша именно эта изба?

В отличие от домика на мосту Оланги она стоит на отдалении от автомобильной дороги, в тихом месте. А если сравнивать ее с объективно лучшей по эстетическим качествами и расположению избой "Сказка", что находится у истока Оланги из озера Паанаярви, то условия аренды "Теремка" значительно привлекательнее для путешествующих вдвоем или небольшой компанией в 3-4 человека, т.к. изба "Сказка" рассчитана на 14 человек, а минимальная ее загрузка - 8 персон, соответственно ее можно рекомендовать скорее большим группам (по финансовым соображениям). И по части тишины и изолированности от лишних глаз, "Теремок" лучше "Сказки", т.к. она стоит в более популярном месте, и имеет непосредственное соседство с егерской избой на кордоне "Паанаярви" и одноименной туристической 20-местной избой.

5 день. Напарившись в бане, и хорошо отдохнув под крышей - езжайте два километра вперед, и окажетесь у моста через реку Олангу, на перекрестке дорог. В зависимости от вашего расписания, можно либо продолжить путь в направлении поселка Лоухи, либо посвятить от от одного до трех дней на изучение прочих местных красот. Вам решать, а мы рассмотрим полный вариант.

Езжайте с развилки по западной дороге, в сторону озера Паанаярви. До него 6 километров очень холмистого пути. Добравшись до озера вы сможете лицезреть исток реки Оланги, как будто ожившую картину обобщенных классических представлений о северном пейзаже.

Возьмите лодку (нужно заранее на стадии подготовки заказать эту услугу в туристическом отделе парка), и отправляйтесь в путешествие по озеру, кстати самому глубокому в Фенноскандии. Лодки есть разные - моторные и гребные. Кому что ближе по душе. 

Вы пройдете мимо единственного острова, и окажетесь посреди огромного водного простора. Длина озера - 24 километра, от его западной оконечности 5 км до современной границы с Финляндией. Можно просто поплавать на лодке, а можно добраться и до дальних рубежей. На 17 и 21 километрах по северной стороне возвышаются отвесные красные скалы Рускеакаллио, и бурлит водопад Мянтюкосски на впадающем в озеро ручье.

На обратном пути к истоку Оланги будет интересно причалить к очевидным безлесным полянам на берегах, где в довоенное время стояли хутора. От них остались лишь кладки печей, но можно оценить виды, открывавшиеся из этих домов, представить на минуту что вы вернулись в прошлое.

После прогулки по озеру возвращайтесь в избушку.

В 6 и 7 дни можно совершить крайне увлекательную радиальную экскурсию на Лунную гору. Возможно это только в июне и июле месяцах, когда световой день особо долог. 

Ранним утром покиньте избушку и вернитесь к мосту Оланги. Поезжайте с развилки дорог на север. Через дюжину километров вы пересечете старый деревянный мост через ручей Левгус. Поворачивайте сразу за ним налево, и вскоре достигните новой развилки дороги, где нужно свернуть по уходящей направо. Вскоре после поворота приглядите удобное место под палатку где-нибудь у здешнего ручейка, и поставьте лагерь. 

Отсюда начинается пеший маршрут на Лунную гору. Мы советуем его для подготовленных к приличным нагрузкам людей. На прогулку нужно закладывать 18-20 часов. 

Вы сможете побывать на очень необычной вершине, пройдя живописный и разнообразный путь через лесной бор, болота, скалы, ручьи. Детальное описание этого маршрута читайте здесь

С собою нужно взять небольшой заспинный рюкзак, в котором обязательно должны присутствовать: компас, навигатор, карта, аптечка, телефон (желательно иметь спутниковый), перекус и продукты для 1-2 теплых приемов пищи, газ/горелка, посуда и пр.

По возвращении с Лунас, вы вероятнее всего будете расположены вздремнуть и восстановить силы. Поэтому оставшаяся часть седьмого дня рассчитана на отдых.

День 8. Возвращайтесь известным путем на мост Оланги, и следуйте на юг. Широкая холистая дорога ведет в сторону кордона Национального парка на реке Нурис, до него 16 километров. Посреди нее, на восьмом километре, слева по ходу движения будет отходить пешая тропа на гору Киваккатунтури. Общая протяженность радиального маршрута - 16 километров. При желание, вы можете посетить и эту гору. Маршрут на нее маркирован, и не требует особого пояснения. В сравнении с посещением Лунас, путь на Кивакку покажется очень простым, но никак не заставит вас скучать. Виды открываются прекрасные.

Продолжайте движение на юг, и еще через восемь километров доберетесь до кордона на реке Нурис. Здесь вы покидаете границы парка, но на этом возможности к путешествиям по его достопримечательностям не заканчиваются.

В паре километров за кордоном направо по ходу движения уходит тропа в лес с указателем "Нуорунен". Это пеший радиальный маршрут протяженностью в 35 километров, он рассчитан на 3 дня и 2 ночи. Большей частью он идет вне границ парка, но сама гора включена в охранную зону. В первый день вы доходите до озера Исо-Сикаярви и ставите лагерь на 2 ночи. Следующим днем без веса поднимаетесь на гору и возвращаетесь прежним путем к своему лагерю, и на третий день покидаете маршрут. Велосипеды можно оставить на кордоне "Нурис". Соответственно, если вы решите посетить Нуорунен (получается, что это четвертая гора в нашем списке, но при этом самая высокая), то на этот отрезок нужно отвести 8-10 дни путешествия (при условии, что в 8 день вы либо совместите подъем/спуск на Кивакку с переходом до озера Исо-Сикаярви, либо откажетесь от Киваккатунтури в пользу более эффектной вершины).

По возвращению во второй половине 10 дня к КПП Нурис, продолжайте движение на юг. Дорога поведет вас в сторону поселка Пяозерский. До него ехать порядка 80 километров. По пути вы встретите великое множество озер и речек, где можно заночевать. Выбирайте по погоде, по усталости.

День 11. Добравшись до поселка Пяозерский будет уместным остановиться отдохнуть в гостинице Национального парка, и посетить прекрасный визит-центр, где представлена экспозиция, рассказывающая об истории Паанаярви.

День 12-13*. За эти два последних дня путешествия вам нужно будет проехать грунтовую, и под конец асфальтированную дорогу до поселка Лоухи, через который проходит Мурманская ветка железной дороги. Остановиться на ночлег возможно на одном из удобных берегов рек и озер по ходу маршрута. 

* из деревни Кестеньга (что встретится вам на середине пути от границ парка к станции Лоухи), на север уходит грунтовая дорога протяженностью в 70 километров, она ведет к труднодоступному селу Зашеек. Это одна из самых изолированных и самобытных карельских деревень. Если у вас останутся силы, то можно дополнить маршрут этими 140 в сумме километрами, и потратить еще пару дней на такой радиальный крюк. При таком расчете, это будут соответственно 14 и 15 дни путешествия, или 12-14 (если вы разобьете участок от Пяозерского до Лоухи на отрезки "Пяозерский - Кестеньга - Зашеек" + день в Зашееке + "Зашеек - Кестеньга - Пяозерский").

По прибытию в Лоухи остается только расположиться в зале ожидания, и дождаться подачи поезда на перрон. Помнится, когда мы сами проезжали этот маршрут, и прибыли посреди ночи на станцию, я открыл двери в зал, и первые услышанные слова были "О! Велосипедисты приехали!"

Мы были сильно промокшие, буквально за 10 километров до станции обрушился сильный дождь. Но все остальные две недели нашего пути стояла исключительно солнечная погода. А вот водники, сидевшие в ожидании поезда - рассказали, что их путешествие каждый день сопровождалось ливневыми дождями. Вывод из этого тот, что погода бывает совершенно разная даже в одном относительно небольшом районе. Нам остается пожелать вам везения в этом независящим от нашей воли вопросе, и напомнить об ответственности за все, что можно и нужно контролировать. Дабы ваш путь прошел гладко, и принес вам только радостные эмоции. Не забудьте взять достаточно полный рем.набор для велосипедов, и все необходимое в быту (прочтите наши советы по базовому и не только снаряжению). 

Если вам захочется в будущем вновь посетить Национальный парк Паанаярви, то почему не внести разнообразия, устроив зимнее путешествие? Домики, бани и значимая часть маршрутов доступны и в холодное время года. Подробнее о том как это сделать читайте в зимнем гиде по парку.

Topic: Приполярная Карелия | Circumpolar Karelia