На велосипедах по Терскому берегу

Мы уже писали о Терском береге в гиде по рыбацкому путешествию, где подробно рассказали про транспортные особенности, и очертили ясный план по маршруту между селами Сосновка и Пялица с вертолетной заброской. И у меня язык не повернется назвать то путешествие недостойным громкого звания "Настоящее приключение". Однако, то что мы расскажем в этом обзоре однозначно еще больше захватывает дух. Мы предлагаем вам пересечь значимую часть Терского побережья между селом Чапома и Умбой на велосипедах. Перебраться через пески, тундру, и русла стремительных рек. Повидать табуны диких лошадей, и водоплавающих коров. А для начала вам нужно прибыть в столицу Заполярья и совершить 2-х дневный переход по Баренцеву и Белому морям в каюте класса СВ на белоснежном теплоходе. И как вы догадались, это будет определенно не дороже вертолетного рейса!

Путь до Мурманска по земле не близок, от Петербурга придется провести в поезде 27 часов, а от Москвы и того больше. Но в данном случае самолет будет не самым удобным решением, т.к. провоз велосипедов на борту платный, и их могут повредить при манипуляциях с погрузкой/ разгрузкой. В поезде с этим проблем не возникнет. Велосипеды при условии надлежащей упаковки провозить можно, и при этом бесплатно. Вам потребуются специальные чехлы, которые можно купить за 1-2 тысячи рублей. Покупка полезная, в них можно и хранить велики дома, и перевозить хоть всю жизнь.

Поездов на Мурманск ежедневно курсирует множество, мы советуем фирменную "Арктику" №15/16. Этот поезд прибывает в районе полудня, в то время как рейс выходит в море в вечернее время, что очень удобно. Вы успеете и газовые баллоны купить в магазине, а при желании и в Музей Мурманского морского пароходства сходить. Загляните на морской рынок, там можно купить крабов, икру и пр.

Еще в навигации начала 90-х годов из портов Мурманска и Архангельска к далеким деревням Терского побережья регулярно курсировали четыре судна. Сегодня остался только один корабль, и он отправляется в рейс лишь трижды за весь год в летние месяцы. Расписание публикуется накануне сезона на сайте перевозчика.

Как правило рейсы ставят на 20-е числа. Билеты нужно бронировать заранее, для этого достаточно позвонить по номеру +7(8152)454726 в кассу при Мурманском автовокзале (по адресу улица Коминтерна`16), и сообщить число человек и маршрут следования. Выкупить их можно будет в день отправления за наличные, предоплаты не требуется. Тарифы (на 2017 год) на переход "Мурманск - Чапома" таковы:

  • Каюта ЛЮКС 1 категории (2-х местная на верхней палубе с большим иллюминатором, полноценными кроватями вместо полочных, душем, уборной, мягкими креслами, тв и холодильником) - 2566р./ч. 2 каюты на судне.
  • Каюта Купе 4 категории (4-х местная на главной палубе с иллюминатором, душем, уборной) - 1239р./ч. 20 кают на судне.
  • Каюте Купе 5 категории (4-х местная на нижней палубе с не открывающимся иллюминатором, с душем и уборной) - 1101р/ч. 29 кают на судне.
  • Сидячие места 6 категории в салоне авиакресел (верхняя палуба, общая уборная) - 672р./ч. Всего - 24 места.

Как видите, на борт "Клавдия Еланская" берет до 224 пассажиров, но хороших мест (купе с открывающимися иллюминаторами) всего на 80 пассажиров, а двухместных кают только две. Поэтому если вы хотите получить лучшие условия, то нужно позаботиться о бронировании заблаговременно.

Время в пути составит около 38 часов, поэтому брать сидячее место в любом случае крайне не рекомендуем. Если едите вдвоем то при наличие (что не часто бывает) хорошо взять 1 класс, и получить прекрасную каюту со всем необходимым в свое единоличное распоряжение. В душе есть горячая вода, иллюминатор можно открыть и наслаждаться морским бризом. Накроете стол, и безупречный романтический ужин обеспечен. Можно и в 4-х местной расположиться в надежде на колоритных и щедрых на истории попутчиков, или если вы отправляетесь компанией. Каждый пассажир может провести бесплатно до 100кг груза, поэтому никаких доплат за велосипеды и пр. нет.

Во многом переход на "Клавдие Еланской" к пункту назначения будет для вас сродним с полноценным круизом. Постельное белье сменяется, в каютах проводится уборка. К ваши услугам тренажерный зал, можно сколько угодно прогуливаться по открытой палубе. Желающие могут даже бесплатно развлечь себя караоке в музыкальном салоне судна. Ресторан тоже имеется.

Несмотря на то, что имеется четкое расписание, возможны изменения. В случае шторма выход в море может быть отложен. Делается это не потому что судно столь усталое (хотя корабль построен давно, в 1977 году на Югославских верфях), а чтобы рейс не был напрасным. Дело в том, что никакой инфраструктуры для разгрузки судна в труднодоступных деревнях попросту не существует. Когда корабль подходит к деревне, он становится на рейд на значимом удалении в 2-3 мили от берега и спускает трап. В свою очередь местные жители подходят к нему на лодках и принимают людей и груз. Поэтому если море будет штормить, никакой высадки сделать Еланская не сможет, и пассажиры вернуться обратно в Мурманск.

Процесс высадки выглядит весьма эффектно для не привыкших в такому зрелищу глаз. У трапа колыхается лодка, которую веслами-палками отталкивают от борта чтобы держать дистанцию. Принимающий стоит одной ногой на краю трапа, а другой периодически опирается на борта лодок, придерживая сходящих пассажиров. Грузы на лодки передаются самые разнообразные. Кто-то перевозит молодую жену со всем скрабом, другие везут новые телевизоры, или даже тяжелые гранитные надгробия.

Система устроена так, что вас обязательно должен кто-то встречать. Собственными лодками, предназначенными для высадки пассажиров на берег, судно не оснащено. Поэтому вам следует заранее сообщить капитану, что вы ни с кем на берегу не знакомы, и попросить чтобы вас в добровольно-принудительном порядке подсадили к кому-нибудь в лодку. Когда мы ходили на Еланской, ее капитан Николай Васильевич Рапацевич в рупор командовал подошедшим лодкам "Каждый берет по велосипеду в нагрузку!"

Но нужно изначально быть готовыми к возможному кардинальному изменению планов. Чапома стоит в горле Белого моря, а это крайне коварная область. Здесь очень серьезные течения, и буря может начаться внезапно. При самом неблагоприятном исходе вы вернетесь назад в Мурманск. Плюс в том, что за обратную дорогу платить не придется, а бар на судне по прежнему будет открыт чтобы утешить вас. Но это не означает, что приключения закончены так и не начавшись и можно по возвращению в город садиться на поезд и ехать домой. Нужно лишь иметь запасной план. Как идеальный пример такового - Средний и Рыбачий полуострова. Это не потребует от вас какой-либо дополнительной подготовки, достаточно заранее ознакомиться с нашим гидом, напечатать карты и понимать маршрут. Отправной точкой для этого путешествия также является Мурманск. Пейзажи там неземной красоты:

Сам факт совершения рейса на последнем белом пароходе, что курсирует по нашему европейскому северу - уже повод быть благодарным судьбе за эту возможность. Ведь "Клавдия Еланская" - настоящая легенда. Судно многократно ходило в далекую Арктику, совершало круизы к Земле Франца-Иосифа, ему посвящены стихи и песни.

Но мы желаем вам удачи, и уверены что все сложится по плану. Главное, если вы не знаете как поведет себя ваш организм при столь долгом переходе по морю, не забудьте таблетки от укачивания. И конечно же вам нужно к моменту отправления из Мурманска иметь при себе все необходимые для велопутешествия инструменты (монтажки, выжимку цепи, камеры, рем.комплект, насосы - это как минимум). А также стандартное туристическое снаряжение, походную аптечку, ну и конечно заряженные аккумуляторы и достаточный запас карт памяти или фотопленки.

Почему мы направляем вас к началу маршрута именно в Чапому, а не в другое село? Ведь Еланская останавливается и в Поное, и в Сосновке, и в Тетрино к примеру. Причина существенна. Если для пешего путешествия отрезок между Сосновкой и Чапомой вполне себе пригоден, то на велосипедах вы там не проедете. Вы долгое время будете тащить их по зарослям карликовой ивы, обходя глубокие бухточки, и при этом сильно нехорошими словами нас помянете. Особенно это касается участка от Сосновки до устья реки Большая Бабья. Дальше уже за Пулонгу путь становится нормальным, но остановок там судно не делает. По этой же причине отметаем любые мысли о старте от Поноя, а Тетрино и Чаваньга - это уже составная часть и изюминка вашего активного пути. Начинать нужно однозначно в Чапоме, и тогда будет вам счастье приключений с учетом разумного компромисса.

При том, что общая протяженность Терского берега (от мыса Святой Нос до Турьего мыса) около 550 километров, длина участка пути на этом маршруте будет 220, т.е. вам предстоит пересечь немногим менее половины всего побережья, не считая 120-километрового участка вдоль Кандалакшского залива.

Половина пути по Терскому берегу (от Чапомы до устья Варзуги) лежит за границами атласа автолюбителей, а значит вы не встретите здесь особо каких машин за исключением ГАЗ-66 и гусеничных вездеходов, а местные жители до сих уходя по делам подпирают двери домов палкой. Здесь нет сотовой связи, позвонить можно только по спутниковому телефону или через, опять же, спутниковые стационарные терминалы в деревнях (если заранее купите в городе карту Россвязь). Зато до сих пор стабильно функционирует традиционная почта.

Можно отправить открытку домой. Дойдет через недели 2-3, но с гарантией!

Люди радушны и отзывчивы, церкви деревянные, а их настоятели взаправду верят в Бога.

Во дворах полнятся дровни. Дрова заготавливают по зиме, так удобнее довезти их до дома. Ведь до ближайшего леска не меньше 5 километров.

В каждой деревне много пушистых собак

Некоторые из них бросались за хозяина на медведя. Например вот этот миниатюрный, но отважный пес Кузя, спасший своего хозяина ценой вспоротого брюха (не переживайте за Кузю, его успешно зашили).

А вот по поводу медведей стоит переживать. Их поголовье на Терском берегу - первое по численности после Камчатки. Во время нашего путешествия они буквально перебегали дорогу (ну или то, что называешь дорогой, а на самом деле это направление пути):

Первым делом, как высадитесь с корабля - поезжайте на маяк.

Деревянная башня Никодимского маяка возвышается в 11 километрах на востоке. Подобных ему по конструкции в России остались единицы: расположенный на Зимнем берегу маяк Зимнегорский; старинная створа на острове Мудьюг; и один маяк на Баренцевом море (Ходовариха). Да и в целом, деревянный маяк - редкость сегодня. Поэтому лучше не упускать возможность посетить столь редкий исторический объект, тем-более весьма труднодоступный.

Единственное, нужно будет пересечь реку Чапома вброд, но таких действий вас ждет множество, так почему сразу не искупаться? Дорога до маяка неплохая, твердая. Близ маячного городка живут военные, всего несколько человек на заставе. Виды открываются красивые. Порою можно наблюдать на горизонте даже подлотки в надводном положении.

По возвращении в Чапому загляните на молочную ферму. В селе сохранилось стадо коров, можно отведать местного натурального молока, и творога! На всем побережье только здесь и в Варзуге до сих пор централизованно держат скот.

Дикие лошади гуляют поодаль от села. Сейчас они не склонны к близкому контакту, но по рассказам сельчан, зимою когда еды совсем нет лошадки едят с рук. Порода эта родом из сибири, их завезли на побережье Кольского полуострова перед самым распадом СССР. В планах было приспособить устойчивых к холодам лошадей для работы, построить для них стойла и пр. Но как и многие недострои советской эпохи, про них забыли и лошади постепенно одичали.

Сначала поголовье на глазах редело, но постепенно животные приспособились к местным условиями и их численность стабилизировалась. Летом они объедают богатые на зелень луга, а зимою выбивают траву копытами из под слоя снега. Сельчане заботятся о них как могут, стараются заготовить и оставить им не прокорм побольше сена.

Первый участок пути на запад протянулся на 10 километров, нужно доехать по отливу до тони в устье ручья Югина. До тех пор, покуда вы не достигните окраин Тетрино, порою будет легче и быстрее ехать в отливы по плотно укатанному волнами песку, нежели по мягкому тундровому ковру. Но будьте внимательны, и не при каких обстоятельствах не заезжайте на участки с няшей (жидкой темной грязью) - увязните с головой.

На ручье хорошо переночевать, можно быстро и успешно потягать семгу, и устроить рыбный ужин.

В 12 километрах от Югина в море впадает река Стрельна. Ехать этот участок лучше по дну. Можно встретить морские звезды.

Ее устье образовало широкую бухту в метров 800, и будет правильнее всего попытать счастья в рыбацкой фактории на берегу. Если вам повезет, и вы встретите людей, то вас перевезут на лодке на другой берег, где стоит старинная поморская деревня. А если не повезет, то нужно будет обойти устье до места сужения реки, где можно будет пробродить.

В устье Стрельны повсюду растет дикий лук. Свежая зелень отлично дополнит рацион!

После перехода с велосипедами в брод в тех местах, где речная вода перемежается с морской, обязательно промойте при первой возможности звезды, системы переключения и цепи!

В 14 километрах за Стрельной течет небольшая река Каменка, в ней неплохо удится на мушку форель, а еще на 5 километров западнее расположена самая южная точка Терского берега, настоящий оазис зелени - деревня Тетрино, которую облюбовал якутские лошади. В селе расположен старейший храм на Терском берегу, недавно его отреставрировали. В садах цветут желтые маки.

Характер пути после Тетрино изменится, следующие 25 километров до Чаваньги дорога будет идти через пролески, по оврага и болотам.

В Чаваньге вы встретите отголоски цивилизации, это крупное село, и немудрено, ведь до устья Варзуги всего 40 км. На противоположном от строений деревни берегу расположены домики метеорологов. Добраться до них не так просто без лодки. Во время нашего путешествия, мы ходили к ним в гости. У них очень классная баня, она опирается одной стеной на скалу, а окнами выходит на отвесный обрыв. Штормило, и волны били прямо по стене. Впечатления на всю жизнь.

На участке между Чаваньгой и устьем Варзуги будет много каменистых участков, и удобных для движения песчаных отмелей, особенно ближе к реке.

В устье Варзуга разливается на 150-200 метров. Здесь стоит обжитая фактория, и можно легко переправить на катере.

Оказавшись по западную сторону, можно считать вы попадете в привычный мир. Еще 5 километров по пескам, и вы достигните Кузомени. Как много о ней пишут, ведь здесь по-настоящему песчано. Страшная напасть невидимыми лопатами погребает под собой все больше земли и строений. Но жизнь есть и на песках.

Еще около 10 километров за селом будут тянуться барханы, постепенно переходя в лесную зону. 

Вы будете удаляться от моря все дальше.

Вскоре лесная дорожка приведет к трассе Умба-Варзуга. 

Обязательно отведите пару дней и посетите Варзугу! Совсем скоро ей исполнится 600 лет. От развилки до деревни крюк всего в 5 километров. Здесь возвышается самая высокая церковь на Кольском полуострове - Успенская. 

Только это и спасло шедевр деревянного зодчества от большевизма. Настоятель храма - епископ Мурманской области Митрофан (Баданин), интереснейший человек, в прошлом - капитан военно-морского флота. 

Варзуга стоит на двух берегах, а моста через широкую реку нет. Местные коровы летом ходят вброд на плодородные зеленые островки посреди реки, а вот в межсезонье пересечь русло не просто. Летом работает специальная переправа, лодочнику положено платить, как за проезд на транспорте, около 10 рублей. 

На другой стороне реки расположена почта, магазины, а подальше в лесу бьет почетаемый целебный источник. 

Путь к нему не долог, и идет сплошь по густой чаще.

Что в Варзуге поистине огромно, так это муравейники.

На западном берегу на горе спряталась молочная ферма, где как и в Чапоме можно купить молоко и творог. Правда, ходить туда нужно осторожно, часто встречаются медведи. Но и белки тоже попадаются.

Дорога от Варзуги до Кашкаранц грунтовая, а в весенние паводки ее может сильно разбить. Поэтому из Умбы в Варзугу по прежнему летают вертолеты.

В селе расположен самый молодой из Беломорских маяков.

Маяк Кашкаранцы был построен в 1978 году, и он единственный на всем Белом море доступен на автомобиле. 

Кстати, и Никодимский и Кашкаранцкий маяки входят в игровую программу "Паспорт любителя маяков", на обоих хранятся художественные печати.

Вскоре после Кашкаранц, не доезжая Оленицы начнется асфальт. 

Вы достигнете не виданных в прежние дни скоростей, и в пару дней домчите до Умбы, оставив по правую руку вершины Колвицких тундр.

Умбу и Кандалакшу (откуда можно уехать на поезде) разделяют 120 километров холмистого асфальта. 

Дорога красивая, идет по берегу моря. Можно проехать ее за пару дней, заночевав в районе Лувеньги, а можно воспользоваться автобусом. Оцените свои силы и запас свободного времени.

В самой Умбе можно хорошо бы остановиться хотя бы на день, чтобы и отдохнуть в отеле, и посмотреть старинное село. 

По части гостиниц мы советуем "Индель". А по обязательным гостинцам - традиционные хлебные фигурки.

Вот так выглядит маршрут. А если вы категорически не согласны спешить домой, то его вполне можно и продолжить, совершив очень красивый крюк по Приполярной Карелии, и финишировать в поселке Чупа, откуда уже уехать на поезде. 

Это будет полноценны логически продолжением путешествия, и очень серьезно разнообразит образный ряд виденного прежде. 

На пути вы встретите красивые озера и ГРЭС на реке Куме, сможете увидеть такие достопримечательности Национального парка Паанаярви как водопады Киваккакосски и Мянтюкосски, подняться на гору Кивакка и высшую точку всей Карелии - Нуорунен. И даже сможете побывать на Луне

Интересно? Тогда читайте вторую часть гида (по Приполярной Карелии).

Topic: Дары земли Терской | Fishing at the Tersky coast, Терский берег | Tersky coast of the White sea