Рыбалка на Терском берегу

Терский берег Белого моря – завидное место для рыбалки. Со всей России и зарубежья на его широкий край стремятся любители всех мастей - спинингисты и нахлыстовики. Но для большинства соискателей честного боя с серебряной красавицей, да и просто романтиков, эти места так и остаются недостижимой мечтой – неведомым краем диких лошадей, полярного дня, бескрайней тундры испещренной семужьими реками. Ведь одна только аренда вертолета в оба конца стоит порядка миллиона рублей.

На самом деле осуществить такое путешествие можно в сотню раз дешевле, чем предлагают коммерческие фирмы. Даже если речь идет о наиболее далеких и труднодоступных селах, и устьях прибрежных рек. Мы расскажем о том как бюджетно (буквально за 30 - 40 000 рублей на двоих), но очень здорово спланировать и реализовать самостоятельное путешествие в этот далекий край Кольского полуострова - половить красную рыбу, и взглянуть на старинные маяки, что освещают неспокойное море на свободных от следов урбанизации суровых просторах севера.

Вначале расскажем немного общей географии. Большая часть Терского берега лежит за Полярным кругом. Свыше 500 километров тянется его полоса меж мысов Турьего и Святого Носа. Последний расположен несколько восточнее военного городка Островной, и проведенная от него незримая черта до мыса Канина (что на противоположном берегу), служит границей морей. Выходит, что Терский берег полностью принадлежит Беломорскому бассейну. Земля эта преимущественно равнинная, лишь Колвицкие тундры уже близ Кандалакшского залива несколько выделяются на горизонте. Терье – это уникальные по природной красоте и масштабности тундровые ландшафты, пронизанные рукавами множества полноводных рек и стремительных ручьев – от Поноя до Югина, от Варзуги до Лиходеевки. Морское лицо Кольского полуострова. Не даром в старину мореходы именовали весь Кольский не иначе, как Землей Тре.

По Терском берегу сохранны поныне пять исторических маяков XIX и XX веков постройки - Святоносский, Городецкий, Терско-Орловский, Никодимский и Кашкаранций; а также - Сосновец, Вешняк и Данилов, что высятся на небольших прилегающих островах.

На протяжении практического всего Терского побережья нет фундаментальных дорог, и единственным средством передвижении по этой земле являются вездеходы, на некоторых участках - автомашины вида ГАЗ-66 и снегоходы (в зимний период). Заброска до ЗАТО Островной возможна на судне «Клавдия Еланская» (16 часов морем), а до Варзуги по частично асфальтированной дороге от Кандалакши протяженностью порядка 250 км.

Для заброски же на расположенные по берегу села используют вертолеты. При этом наиболее крупные из деревень – Сосновка, Пялица, Чапома, Тетрино и Чаваньга имеют регулярное вертолетное сообщение с районными центрами – Ловозером и Умбой. Собственно наличие муниципальных дотированных рейсов в эти села МИ-8 и обеспечивает возможность бюджетной заброски в самое сердце Терского края.

Перелет из Ловозера в Сосновку и обратно стоит на человека 5500р., а рейсы между Чапомой и Умбой еще дешевле - 3500р. в оба конца. Для сравнения, коммерческий рейс на вертолете от Ловозера до Сосновки обойдется в сумму порядка 500 000р. в одну сторону.

Рейсовые вертолеты обслуживают удаленные села в летний период года с периодичностью 1 раз в неделю, что позволяет удобно распланировать маршрут и провести на побережье ровно столько времени, сколько требуется. При этом, в зависимости от целей и пожеланий, можно как остаться на одном участке берега, так и пройти через целую группу рек и ручьев, и улететь назад уже с другой точки.

На наш взгляд, образцовым вариантом самостоятельного путешествия на Терский берег с целью рыбалки и здорового досуга на природе будет пешая прогулка между деревнями Сосновкой и Пялицей, протяженностью около 70 км. Это путешествие удобно укладывается по времени в интервал между вертолетными рейсами, проходит через наиболее живописные места и навсегда запомнится вам невероятной рыбалкой и завораживающими северными пейзажами. А оптимальное время года для такого приключения – начало сентября, когда в реки заходит осенняя семга. Осенью есть возможность отведать не только красную рыбу, но и вдоволь насладиться икрой, а комара и мошки уже совсем нет, меж тем тундра полна белых грибов и ягод – брусники и отходящей морошки. Ну чем не гастрономическое путешествие?

Как вы понимаете, бесплатный сыр в России только в мышеловки кладут. Поэтому, чтобы не повторить сценарий пословицы "скупой платит дважды", необходимо ответственно и заблаговременно подойти к планированию путешествия. Существует множество нюансов и особенностей, которые на первый взгляд не бросаются в глаза, но их нужно знать и учитывать.

Первое, на что следует обратить внимание – это порядок покупки билетов на вертолеты и расписание их полетов.

Для этого необходимо заранее (за полгода) позвонить в администрации сел Умба и Ловозеро и узнать контакты диспетчеров рейсов, у которых выяснить планируемые на этот год дни полетов и забронировать места на борту. Списки формируются загодя, по причинам, описанным выше. Вылет следует планировать строго из Ловозера, а прилет в Умбу, т.к. на рейс из Ловозера вы сможете поставить гарантированную бронь, а на вылет из Пялицы в Умбу очередь только живая.

Борт берет немного людей и груз, а в связи с тем что перелет до Сосновки занимает 2,5 часа, и при этом возможности дозаправки вертушка, потребляющая 700 литров керосина в час, в далекой деревне не имеет, то внутрь салона устанавливаются дополнительные топливные баки за счет сокращения пассажирских мест.

Преимущественное право на бронирование перелета имеют местные жители, также на рейсах выбираются места для гос.служащих и работников полиции/ рыбнадзора и прочих ведомств. Поэтому не рассчитывайте отправиться в такое приключение большой компанией, но для пары путешественников или даже коллектива из 4 человек это реально.

Оплачивается билет по факту прибытия в аэропорт, наличными. Но вам следует не забывать о записи, и за неделю-две до рейса вновь позвонить диспетчеру и подтвердить свои намерения. В противном случае вашу бронь могут снять, и правильно сделают. Ведь если человек забронирует место, но не прибудет к рейсу, то кто-то другой не сможет улететь.

Второй немаловажный момент. Для рыбалки строго необходимы лицензии («поймал-изъял» или «поймал-отпустил»), которые также следует приобретать загодя, в особенности первый тип (он заканчивается еще ранней весной). Лов красной рыбы на Терских реках без лицензий приравнивается к браконьерству и может повлечь административное и уголовное преследование.

При подготовке к путешествию следует учесть и то, что Терский берег – край дикой природы, и это не наш красивый штамп. На побережье самое большое поголовье бурого медведя после Камчатского полуострова, нет сотовой связи и главное - погодный фактор. Далекая земля может оказать гостям холодный прием. Дождь, шквальный ветер и сплошной туман - это ее нормальное состояние. Впрочем, вам может и повезти :) и всю неделю будет светить солнце и даже травинка не шелохнется.

Нужно быть готовыми к худшему. Сентябрь – время начала штормов. Но если погода не в ваших руках, то обеспечить свою безопасность по зависящим от вас моментам – ваша прямая обязанность. Необходимо продумать, какую вы берете одежду и обувь (отказаться от кед в пользу резиновых сапог, и отдать преимущество ветрозащитной и влагостойкой куртке/брюкам). В сентябре ночью часты заморозки, поэтому теплая одежда также необходима, как необходим и штатный набор медикаментов, ведь вы отвечаете за свою жизнь самостоятельно.

К вопросу о ночлеге. На пути между Сосновкой и Пялицей вы можете каждую ночь проводить в рыбацких домах (тонях), что расположены в устьях рек на вашем пути, т.к. каждый дневной переход сопоставим с расстоянием от реки до реки, а изба есть на каждой реке. Но нужно учесть три важных фактора:

  • Может так оказаться, что к вашему приезду на месте некогда уютной избушки останется одно пепелище;
  • Тони - путевые избы рыбаков, их строят и обслуживают местные жители. Логично, что они и являются их хозяевами. Если избушка будет занята, вас конечно никто не прогонит и подвинется. Но возможно, что это будет неудобно для обеих сторон;
  • Погодные условия или усталость могут задержать вас в пути, и вы не успеете засветло к приюту.

Поэтому с собою обязательно нужно взять палатку и спальные мешки, а также коврики для сна. Чтобы при невозможности или нежелании ночевать в тоне - поставить собственную палатку в любом подходящем месте.

Для переноски личных вещей необходимы рюкзаки, а для спиннингов – жесткие тубусы, которые защитят их от возможных ударов и прочих повреждений. Необходимо заранее обдумать вопрос провианта, хотя при должных навыках рыбалки вы безусловно обеспечите себя первоклассным рыбным рационом в короткие сроки. Но! Специи, крупу или пюре и прочее (кофе, чай, хлеб) нужно взять с собою.

Учтите, что чем больше вещей вы возьмете в путешествие – тем тяжелее будет ваша ноша, а значит менее радостен путь. Лучше взять меньше груза и отдать преимущество более легкому снаряжению, нежели тащить за спиной целый дом наполовину нужных вещей. Помните, что бесплатно на вертолете можно провести только 10кг груза, а каждый килограмм сверх нормы обойдется в 500 рублей (за оба конца).

Перед путешествием прочтите нашу статью о необходимом и рекомендуемом снаряжении в путешествии на дикую природу.

Когда вы будет знать точную дату вылета, нужно будет обеспечить себе проезд до аэропорта Ловозера. Если вы живете в Санкт-Петербурге/Москве или в Карелии, то удобнее всего будет воспользоваться прямым поездом (например фирменным №15/16 "Арктика"), а в остальных случаях к вашим услугам самолет на Мурманск.

На поезд билеты нужно брать до станции Оленегорск (25 часов от Петербурга/ 33 от Москвы), откуда до Ловозера можно доехать за 2000 рублей на такси (90 км), или немного сэкономить и попробовать связку автобусов через поселок Ревда (но маловероятно, что это будет удобно по стыковке). Если же вы прилетаете в Мурманск, то умножьте стоимость такси на 2, или прибавьте еще один автобус :)

Вертолет летает из Ловозера по утрам. В поселке есть простенькая гостиница. А если будет время, то обязательно посетите местный краеведческий музей. В нем представлена экспозиция об истории Ловозерского погоста, лопарской культурной традиции и местной природе. Кстати, Ловозеро - отправная точка для исключительно красивого пешего путешествия к озеру Сейдъявврь. Подробный гид по этому маршруту опубликован в нашем разделе про русский север.

Есть в Ловозере и забойный комбинат оленеводческого совхоза «Тундра», а на окраине села имеется совхозный магазин, в котором вы можете купить свежее оленье мясо, и качественно разнообразить кухню в первые пару дней путешествия. 

Закупившись олениной и изучив историю местности можно смело лететь! По пути к Сосновке вертолет может при наличие пассажиров сделать 1-2 посадки в селах на реке Поной (самой полноводной и протяженной артерии Кольского полуострова) - Краснощелье и Каневке. Тогда вы сможете размяться и совершить по деревням очень короткие прогулки, буквально минут по 5-10, и снова в полет!

По приземлению в Сосновке у вас будет последняя возможность докупить позабытые продукты в местном магазине, но сильно рассчитывать на его ассортимент не стоит. И уж точно не посягайте на те редкие и баснословно дорогие фрукты, которые довозят на радость детворе до здешнего сельпо. Цены в изолированных магазинах должны бы быть на обычном уровне, потому что областная власть субсидирует транспортировку товаров, но не тут-то было. 

Напротив деревни, через 5-километровую салму расположен небольшой тундровый остров Сосновец, на котором уединились метеорологи и служители маяка.

Чтобы сходить на остров вам нужно во-первых нанести визит на местную почту, откуда позвонить по телефону на метеостанцию и попросить, чтобы вас забрали. Связь местная, по дну брошен кабель. А во-вторых дождаться прилива, чтобы лодка могла безопасно перейти протоку. Не нужно и говорить, что возможно это только в тихую погоду.

На острове будет интересно не только посетить маяк и пообщаться со смотрителями и метеорологами, но и уделить время всевозможным останкам поморских карбасасов и на осмотр береговой линии.

Первый маяк на Сосновце возник в 1864 году, и был срублен из дерева. Современной башне из бетонных блоков чуть больше полувека, но в сочетании с ландшафтом она хорошо смотрится.

Отправляясь на Сосновец с ночевкой будьте готовы к неожиданной пролонгации вашего путешествия. Если задует ветер, то с острова вы не уйдете, пока не установится нормальная погода. Это может длиться и день и три...

Основная нить маршрута из Сосновки идет по побережью на запад. На своем пути вы пересечете устья рек Глубокой, Малой и Большой Бабьих, Лиходеевки, Пулонги, Большой и Малой Кумжевых. Сами села Сосновка и Пялица стоят на одноименных реках. 

Переходы первых двух дней (Сосновка - Глубокая - Малая Бабья) составят 24 километра, они самые тяжелые, нужно отводить все световое время. Тундра идется тяжело, много ивняка и пересеченных участков. Глубокие бухты лучше пересекать в отлив напрямую, если нет няши. Избы в устьях обеих рек роскошные, с оленьими шкурами и добротными очагами. 

На Малой Бабьей (Григорьевском ручье) мы советуем сделать остановку на 2 ночи, и провести полный день за рыбалкой на порогах соседней Большой Бабьей, до которой идти от избы всего один километр по уверенной тропе. 

Для местных жителей не существует никакой Большой и Малой, только одна Бабья река. А Малую называют "Григорьевским ручьем", на нем в основном ловят сетями камбалу на отливе.

Большая Бабья - одна из лучших по клеву рек Терского берега. Мало того, она очень живописна. Множество водопадов и перекатов, под которыми собирается крупная сильная рыба, выуживать которую – настоящая борьба! Недавно зашедшая в реку семга, еще светлого окраса, прыгает головокружительные свечки и резко уходит на дно.

Будьте осторожны при ловле, камни достаточно шершавы и при трении натянутой лески легко могут ее обрезать.

Вокруг утесов Большой Бабьей (да и в целом по пути путешествия) повсюду немыслимое число белых грибов и подосиновиков. Приятен и тот факт, что в тундре гриб не атакуют черви. Совсем. А если учесть, что даже боровички куда выше мшистого ковра, да еще и по цвету шляпки их видно за десятки метров, то:

Ужины в тоне на Григорьевском ручье с первой рыбой, грибами, ягодами и олениной запомнятся вам на всю жизнь.

Следующая река – Лиходеевка. В отличие от Глубокой и Бабьих, она более широка и ниже по берегам, да и общий характер тундры выполаживается с движением на запад. Расстояние до реки от Большой Бабьей 9км. Рыбы много на реке, а русло в устье довольно мелкое. Тоня расположена на западном берегу реки.

От Лиходеевки до Пулонги расстояние 14км. Это будет предположительно 5 день пути. Пулонга - самая известная и широкая река на маршруте. Когда сюда заходит рыба, то говорят клев хорош, но например в нашем путешествии это была просто большая и пустая река, не особо видовая.

Останавливались мы на Пулонге в палатке, сюда часто приезжают туристы на яхтах из Архангельска и становятся лагерем, чего не скажешь о более восточных реках (традиционно Пулонга является «концом географии» для рыболовных туров, даже самых «диких-предиких»).

В 13 км от Пулонги в море впадает Большая Кумжевая. Характер пути становится совсем комфортным, за исключением песчаных участков, где тундра подвержена эрозии, и постепенно пески заметают берег (как это уже произошло в Кузомени и Шойне). Виды открываются интересные, будто идешь по вспоротым барханам или кратерам, напоминающим по форме китовьи тела.

На болотистых участках все кочки усыпаны отходящей морошкой.

Остановится на Большой Кумжевой удобнее всего в закрытых от ветра песчаных котлованах, разбив палаточный лагерь. Рыбалка на реке в меру хороша. Течение спокойное с небольшими перекатами в устье.

В 5 км от нее бежит Малая Кумжевая река, она очень непохожа на все предыдущие реки, течет в глубоком овраге, поросшем высоким кустом, ивняком и березой. Река чрезвычайно рыбная, несмотря на близость к селению.

Вставать здесь возможно только с палаткой, либо наверху утесов, либо найдя укромный пятак земли среди болотистых берегов. В силу своей уловистости и близости к точке выброски (до Пялицы всего 5 км) Малая Кумжевая становится хорошим подспорьем для вывоза гостинца домой.

Главное не забывать про то, что вылов рыбы без лицензии и тем более попытка ее транспортировки на вертолете в Умбу может привести к серьезным неприятностям, а еще про лимит на бесплатный провоз багажа в 10кг.

Вдоволь наудившись на последней речке можно отправляться в деревню, где и закончится активная часть путешествия. Путь займет часа два. 

В селе вам необходимо первым делом обозначиться у диспетчера аэропорта, с тем чтобы вас внесли в окончательный список на вертолет. Не забывайте, что в первую очередь в него записывают местных жителей, а уже после – путешественников.

Многие сельчане ставят сети на море, по старому поморскому способу. Если у вас будет время, обязательно попроситесь сходить посмотреть. Это очень интересно!

В селе есть худой магазин, где продают втридорога промышленную гадость вроде чипсов. Если соскучились, то можно вкусить цивилизацию. А еще есть метеорологическая станция. 

Вертолет, вылетев из Пялицы делает посадку в селе Чапома, что в 30км западнее. 

По пути вы увидите в иллюминаторах одну из ориентир маяков Белого моря – деревянную башню Никодимского маяка.

Маяку больше ста лет, конструкция очень эффектная. В нулевых годах он был отреставрирован по норвежскому гранту. Если вы хотите его посетить, то это реализуемо, но потребует от вас еще пары дней на путешествие, чтобы покрыть расстояние до Чапомы. В первый день вы дойдете до маяка (19 километров), а на второй пересечете по тундровой тропе оставшиеся 11. Из Чапомы вы сможете улететь даже на 200 рублей дешевле.

А можете прочитать еще один наш гид по Терскому берегу, и на будущий год отправиться сюда в велосипедное путешествие (от Чапомы до самой Умбы и дальше). Кстати, в нем мы рассказываем про еще один интересный способ заброски в Сосновку!

Неважно из Пялицы или Чаваньги, вертолет одинаково держит курс на Умбу. В полете вы проведете 1,5 часа. Из аэропорта можно взять такси и уехать в поселок, где имеется несколько неплохих гостиниц. Мы бы советовали стоящую у моста Индель. 

До Кандалакши, где есть железнодорожная ветка, ехать около 120 км по красивой извилистой дороге над утесами Кандалакшского залива. Ходит автобус, а можно нанять такси за 1200 рублей. Из города ежедневно отправляется множество поездов в направлениях Петербурга, Мурманска, Москвы, Минска и некоторых других. Если время в пути до вашего города чересчур велико, или с ним нет такового, то можно доехать до Мурманска (6 часов) и улететь оттуда. А если вам возвращаться в Петербург или Москву, то нам думается, что будет разумнее никуда не гнаться, а спокойно доехать на поезде (21/29 часов). 

Остается пожелать хорошей рыбалки! И меры во всем. Не берите больше рыбы, чем вам нужно. И ставьте свое здоровье и безопасность на первое место.

Чтобы не быть голословными, и подтвердить верность нашего расчета, мы расшифруем бюджет путешествия на 2 человек:

  • билеты на поезд  СПб - Оленегорск и Кандалакша - СПб (плацкарт): 8 250р.
  • билеты на вертолет Сосновка - Ловозеро и Чапома - Умба: 9 450р.
  • такси Оленегорск - Ловозеро и Умба - Кандалакша: 3 200р.
  • отели в Умбе и Ловозере на 1 ночь с ужинами и завтраками: 5 400р.
  • оленья вырезка в Ловозере: 1 200р.
  • продукты с собою в дорогу и в путешествие: 10 000р.
Итого: 37 500р., но можно и сэкономить на такси, проживании и питании до 10 000р. Как видите, бюджет такого путешествия может быть сопоставим с увеселительной поездкой выходного дня в ближайший город или коттедж на природе.
А если вы будете расположены к встреченным вами людям, и возьмете душевный гостинец, то можете не сомневаться, что вас и в баню пригласят, и массу уникальных историй расскажут. А этого уже не купишь за деньги.

Topic: Дары земли Терской | Fishing at the Tersky coast, Терский берег | Tersky coast of the White sea