На острова Утё и Улко-Таммио

Улко-Таммио и Утё. На наш взгляд - одни из самых интересные финских островов. У них много общего, оба лежат в черте Национальных парков, и так малы, что ударом иглы циркуля по карте можно нечаянно стереть их с морского простора. Оба - мысленный "конец географии" и при этом важнейшие детали национальной идентификации, птичий рай и мечта отшельника. О них знает каждый финн, но почти никто не был, а тех кто был - уважают и расспрашивают подробности. Ведь для рядового жителя Хельсинки, поехать на остров до которого 3-5 часов ходу морем...это слишком долго. А для нас, привыкших к большим масштабам, кажется всего-то, книжку почитать и кофе выпить.

Остров первый. Утё (Uto). Национальный парк Arhepelago.

Синее море на всем видимом пространстве. 1,5х1 километр суши, чайки, пять десятков красных домиков, военная база, 1 церковь, 1 маяк, 1 отель. Паром раз в 2-3 дня. Проезд бесплатно, рейсы круглый год. Даже в январе. Если кратко, это все - остров Утё, что лежит на пути огромных паромов, курсирующих из порта Стокгольма в Таллин и Хельсинки, а по совместительству является самой южной точкой финляндского государства.

Путь до Утё из Петербурга относительно долог, но не запредельно чтобы не уложить его в один день, 650 километров. Паром ходит по заблаговременно (на сезон) публикуемому расписанию, каждый день недели в разное время, а в некоторые дни и вовсе не ходит. Но несмотря на сложный график, можно удачно подгадать даты, чтобы провести на острове и 1 день и 2 и более. Паром называется Eivor, есть также коммерческий туристический паром, курсирующий в высокий сезон, но проезд на нем обойдется на двоих туда-обратно в 100 евро, а Eivor - паром муниципальный, снабженческий, и проезд на нем бесплатный для всех. Поэтому нет смысла выбрасывать на ветер деньги.

Чтобы попасть на паром нужно свернуть с автобана не доезжая несколько километров до Турку, в сторону южных островков - к местечку Pärnäinen. По дороге вам нужно будет пересечь широкий пролив на паромной переправе, паромы ходят на ней с интервалом в 10 минут, и еще 10 минут занимает сам переход. Также нужно учитывать, что дорога по островкам достаточно извилиста и имеет ограничения скоростного режима до 60км в час. Нужно иметь запас времени, чтобы прибыть на причал вовремя (по нашему опыту, выехав из Петербурга в 5 утра можно успеть к парому в 15 часов, т.е. нужно закладывать минимум 10 часов на дорогу), тем-более время прохождение границы может быть большим, нежели вы предполагаете.

По пути к Утё паром проходит множество красивых островов, на которых стоят ветряные мельницы, птицы повсюду гнездятся. Можно занять места и на открытой верхней палубе, и внутри салона. Есть электричество и розетки в достатке, а на нижней палубе работает кафе. Меню скромное, но присутствует и рыбный суп и бутерброды с креветками.

Некоторые любители птиц, живущие неподалеку от паромной переправы, во время перелетных недель, просто садятся на паром в выходной день, вооружившись биноклями на палочках-креплениях чтобы руки не уставали, и проводят своеобразный круиз туда-обратно одним днем. На пароме едут и жители Утё с собачками и покупками, и учителя местной школы. Туристов - меньшинство.

Сходя с трапа на остров, сразу проникаешься правдивым ощущением отрыва от цивилизации, но очень комфортного. С одной стороны здесь так свежо и просторно, вокруг парят птицы, и море бескрайне. В уме проносятся картины о том, каково здесь в штормовую погоду и зимние бури. С другой, перед тобою образцово ухоженный остров, опрятные дворики домов, красивые красные лоцманские суда в гавани, отель близ пристани, где люди пьют на веранде просекко из стеклянных бокалов. Одним слов, просто рай для комфортного единения с природой и морем.

Жить на Утё в палатке - плохой вариант. Во-первых остров действительно ментально не предполагает такой быт. Это идиллическое место для воплощения традиционного финского отдыха в летнем доме - размеренного и комфортного. Во-вторых палатку тут просто негде поставить, часть острова - военная база, а другая - домики островитян. Дикое побережье же большую часть теплого времени года принадлежит птицам, и их покой в период гнездования здесь очень ревностно охраняют.

Поэтому следует заранее, перед поездкой определиться с кровом. Мы советуем обратиться к коренной островитянке Ханне Хованен. Она держит на острове гостевой дом, который по целому ряду причин лучше, нежели Uto Hotel, что расположен у пристани. Главное - по самому расположению. Домик Hanna Horizont построен прямо у подножья маяка! Ночью в панорамные окна во всю стену отсвечивает луч светооптического аппарата, проходя через старинные французские линзы. Коттедж просторный, в нем три комнаты на 6 кроватей, есть кухня и гостиная. Можно занять комнатку, или арендовать на компанию весь дом. В гостиной хорошая дизайнерская мебель, есть старая кассетная магнитола и набор аудио кассет со спокойной музыкой на все времена года и настроения. Очень уютное место, и по цене это будет стоить не дороже отеля. Ханна очень интересный человек, проведший всю свою жизнь вместе с островом, и глубоко любящий свой дом. В нашем блоге опубликовано большое интервью.

По прибытию на остров - приготовьте ужин и почувствуйте как время замедляется. А утром лучше встать пораньше, чтобы застать нежный солнечный свет, который острову так к лицу.

Весною повсюду цветут нарциссы. В каждом дворе.

Старинный маяк отражается в поросших водорослями бухтах.

Лодочные сараи нависают на сваях над водой, своя лодка здесь есть у каждого.

На швартовых столбах у причала восседают чайки, но стоит приблизиться - взлетают и недовольно горланят.

Бёрдвочеры встают самыми первыми и компанией обозревают в бинокли птичьи насесты.

У маяка установлен образец старинного маячного сооружения - железная корзина для дров, которую заполняли и поджигали с наступлением ночи в эпоху до появления световых башен, т.е. в случае с Утё до XIX века.

В маяке распологается старинная церковь, очень красивая с деревянными скамьями и морскими картинами в обрамлении мощных деревянных балок - ровесников сооружения (1814г.) Попасть внутрь маяка самостоятельно нельзя, нужно сопровождение хранителя, у которого имеются ключи - Ханны Хованен.

Внутри башни очень холодно, что и стало одной из причин обустройства новой церкви на острове, другая - тяжесть подъема для престарелых людей на второй ярус маяка, где расположена церковная зала, и нормы техники безопасности.

Новая островная церковь довольно обычна, но тоже красива. Под сводами потолка висят модели парусников, как и в большинстве церквей на островах и в прибрежных городках.

Вечером хорошо сходить в сауну на море. Недалеко от отеля на берегу обустроена пара деревянных финских бань, прямо с фасада можно прыгать в воду, глубина сразу метра 3-4, вода прозрачная, и конечно холодная. Пара часов на двоих стоит 52 евро. К нужному времени сауну растопят, и вы просто приходите и отдыхаете, никого постороннего здесь не будет, в конце оставляете дверь открытой, все максимально просто.

Сауна принадлежит Uto Hotel, лучше заранее договориться утром-днем, после 15 часов на рецепции может уже никого не быть.

Культ красных домиков прекрасно дополняет образ острова. Они повсюду.

С наступлением сумерек жизнь полностью замирает. Лишь фонари включаются на улочке у местной лавки, и маяк пробуждается ото сна.

Комнатка, что видна на лантерне (на макушке) маяка когда-то служила рабочим помещением несшего вахту маячника. Человек всю ночь покуда работает маяк (он на Утё круглогодично светит, а зимою ночь очень долгая) должен был находиться в ней и следить за работой аппарата, подливать керосин и обрезать фитили в лампах, контролировать обстановку на море. При этом, по уставу, в помещении не имелось ни дивана, ни даже кресла, дабы исключить соблазн вздремнуть во время вахты. За недочеты в работе ждало суровое наказание, а в обязанности входило многое, даже наблюдение за состоянием ледового покрова, и перелетами птиц. В маячный журнал ежедневно заносились данные о погодных явлениях, и всех значимых бытовых событиях.

Вы видите, что маяк раскрашен в сторону поселка просто белой краской, а к морю - в бело-красные полосы, это условный цветовой код, который заносится в лоции, и по которому при физическом ориентировании можно определить местоположение судна.

Не спешите покидать остров, покуда не обойдете все интересные места. Обязательно зайдите в местный магазин. Он работает всего пару часов в день, и очень колоритен. Здесь можно купить книжки об Утё (к сожалению, только на финском) и шевроны к 200-летию маяка.

А еще при магазине есть почтовый ящик, куда можно опустить открытку, и ее погасят специальным красивым штемпелем с изображением маяка. Отличный сувенир будет, и воспоминания вновь нахлынут, когда через пару недель найдете ее в своем почтовом ящике. Кстати, несколько лет назад почтой Финляндии был издан коммеморативный (художественный) почтовый блок марок о финском заливе, на одной из которых изображен маяк острова Утё. Блок красивый, но давно вышел из продажи, его цена выше номинальной и использовать его на отправку писем жалко.

Любопытно присмотреться к домам на острове, в поисках интересных объектов и инсталляций.

На фасадах некоторых сараев красуются приметные таблички. Например эта гласит: "Опасная морская фауна обнаружена в этом районе. Будьте осторожны!"

Или вот такие трофеи из рыбьих голов, а на других стенах - шкур нерп.

Птичья тема обязывает, и повсюду на острове устроены скворечники.

На некоторых домах красуются керамические плитки, формирующие портреты птиц.

Гулять по острову здорово, островитяне приветливы, у многих есть собаки.

Можно зайти к местным рукодельницам. На острове вяжут пострясные шапки и свитера с рисунками птиц, маяка и домиков. Свитер стоит около 250 евро, шапка в районе 40 евро.

Паром по прибытию сначала разгрузится, спустив продукты для магазина, а уже после пригласит всех на борт. Обратный переход занимает также 4,5 часа.

По возвращению на большую землю можно сразу направиться в сторону дома, или задержаться в одном из гостевых домов, затерянных в череде островков по пути к Турку. В самом Турку тоже будет не лишним сделать остановку, благо до него крюк - считанные километры. В городе можно посетить Морской музей Финляндии и больше узнать об истории мореходства и быта прошлых лет.

p.s. а еще при музее очень красивая игровая площадка!

Остров второй. Улко-Таммио (Ulko-Tammio). Национальный парк Itainen Suomenlahti.

Во многом схожий с Утё остров в чем-то полная его противоположность. Прежде всего он необитаем, здесь нет не то, что постоянного населения, на острове сопоставимой площади стоит всего пара домов - путевая хижина и егерский кордон, оба родом из 1930-х, и в прежние годы использовались как жилье для военных. Иные и краски острова, обилие красных цветов (а на Утё все красное - дома, лодки, даже маяк), здесь с лихвой заменяет зеленый. Улко-Таммио покрыт лесом, лишь на побережье серые каменные лбы отступают на несколько десятков метров. На острове куда более дико и холодно, наверное говорит близость к российской границе. Оттого место еще менее посещаемое и нетривиальное.

Попасть на Улко-Таммио с одной стороны проще, чем на Утё - до портового городка Хамина от границы всего 20 километров. Но близость к России и исключительно природный характер острова создают дополнительные сложности, в первую очередь ограничивая сезон в который можно отправиться сюда на рейсовом судне до 1 месяца в году (билет в оба конца стоит 30 евро). Единственный оператор линии на Улко-Таммио первостепенно обеспечивает сообщение с землей обитаемого острова Таммио, что лежит на половине пути к Улко. Дальше судно ходит только по выходным в самый разгар лета. Почему? Да просто желающих мало, соответственно дальние рейсы финансово неоправданны, а снабжать там некого. В остальное время года попасть на остров можно только на собственном судне, или арендовав морское такси - яхту или катер, удовольствие не из дешевых. Поэтому лучше все-же ехать в июле.

Второй момент, на котором следует заострить внимание - приграничный режим. В отличие от России, никаких специальных разрешений и пропусков за месяц-другой (да и вообще) выписывать не нужно, посетить остров могут все желающие. Но в связи с известной историей места, у пограничников вероятнее всего возникнет желание отправить вас на полный досмотр (это связано с тем, что остров - настоящий памятник военных действий, и вывозить с него найденные гильзы, железяки и прочие артефакты запрещено). Искать у вас будут на пути туда - металлоискатели, а обратно - монеты и все остальное, что обычно находят копатели на местах сражений). Проверка отнимет на границе до двух часов времени. Поэтому особенно тщательно отнеситесь, при подготовке к поездке на Улко-Таммио к тому, чтобы в салоне вашего автомобиля и в вещах не было ничего запрещенного и подозрительного, и заложите дополнительное время, дабы не опоздать к парому.

Если вы не вызовите у пограничной службы дополнительных вопросов, и пересечете границу в обычном режиме, заложенная пара часов все-равно не окажется лишней. В Хамине есть чем заняться. Прямо у причала, с которого отходит судно на остров, швартован старейший плавучий маяк Финляндии! На корабль можно подняться и все рассмотреть, он очень красивый. Есть здесь и музей, и классный кафетерий.

В здании напротив гавани сохранились витражи в исполнении Туве Янсон, нигде кроме Хамины и Хельсинки вы не встретите ее работ в области оформления зданий. Объединяет эти два города и то, что в столице тоже есть красивый плавучий маяк, а вот в России сохранилось только одно подобное судно - Ирбенский, который сейчас находится в собственности Музея Мирового океана и проходит реставрацию.

Переход морем займет 3 часа, на судне есть открытая палуба и салон где работает бар. Можно купить кофе или виски, перекусить пончиком, и поиграть в настольные игры. В хорошую погоду с палубы интересно наблюдать за птицами и просто обозревать шхеры и многочисленные карликовые острова, мимо которых проходит первая часть морского пути.

На судне можно встретить и рейнджеров Национального парка, которые с радостью расскажут интересные факты об острове и дадут полезные советы.

Практически все люди, прибывающие на Улко-Таммио с рейсовым судном, уезжают на нем назад спустя 3 часа, на острове на ночь остаются единицы. Не каждый готов поставить палатку и довольствоваться минимум удобств. Хотя минимум этот в Национальных парках Финляндии, даже на столь удаленных территориях, очень неплох. В вашем распоряжении будет не только удобная ровная площадка в лесной тиши, но и заготовленные дрова, полностью оборудованное костровое место, чистая и сухая уборная, колодец с пресной водой. Все продумано, и разумеется бесплатно.

Если же вы хотите, чтобы на закате солнце осветило последним лучом тамбур вашей палатки, а утром первые лучи пробудили вас и мотивировали искупаться - спросите у рейнджера разрешение поставить палатку на каменных лбах на берегу.

Между тем, чтобы поставить палатку в лесу и на побережье огромная разница, совершенно другое пространство перед глазами.

Но есть и минусы у подобной затеи, если погода ветреная - будет холодно и шумно, в этом случае все-же лучше разбить лагерь на тихой поляне в лесу.

Остров хоть и небольшой, но извилистый, и два дня для его исследования вовсе не перебор. Один только поход за водой чего стоит! Колодец на острове один. Колонка находится по другую сторону гранитной гряды, и ведет к ней вручную выдолбленный в гранитной породе темный тоннель протяженностью в сотни две метров. В нем всегда холодно и влажно, а главное - темным темно. Так-что поход за водой к чаю уже настоящее приключение.

Гулять по острову в хорошую погоду - настоящее блаженство. Ни души, деревья шумят, а день так долог! Повсюду не то, что кусты - заросли налитой малины. Можно с легкостью собрать на банку варенья, а уж к чаю само собой.

В сердце острова и у причала сохранились крупнокалибирные орудия и доты. Все можно рассмотреть, потрогать и покрутить. Пушки поворачиваются и наклоняются, все работает и содержится в чистоте.

Отправляясь в прогулку по береговой линии - берем бинокли, и то и дело останавливаемся, чтобы вглядеться в морскую даль.

Здесь, как и на Утё хорошо никуда не спешить и не строить планов. Берите бутылку вина, плед, и ноги сами приведут вас к идиллическому утесу или пляжу.

Ну а если вас застигнет непогода - скорее в укрытие! Ведь путевая хижина всегда открыта. Здесь есть печь, кровати, кухонная утварь и все-все на случай ненастья. Домик находится на противоположном от пристани берегу, дорога к нему - сплошной малиновый сад. И да, в нем тоже при желании можно переночевать, не ставя палатку, и тоже бесплатно. Дом вмещает 6 человек, есть отдельная комната с двухспальной кроватью и общий зал с четырьмя постелями.

Уезжая назад на воскресном судне - знайте, что под конец путешествия у вас будет возможность кратко познакомиться с островом Таммио, т.к. корабль сделает здесь остановку (на час-полтора), это немного времени, но достаточно чтобы пройтись по островку и посмотреть на местные домики, лодки, сарайчики и прочую морскую стилистику. Зайдите в местный Дом культуры, и выберите какую-нибудь старинную керамическую чашку, или вязаный платок. Местные жители устраивают в июле, ко дням прихода суда настоящие блошиные ярмарки.

Побывав на Улко-Таммио, вы будто примерите на себя роли героев фильма "Королевство полной луны", убежите на пару дней в сказочный край, где действуют особые законы и порядки, происходит волшебство и сбываются смелые мечтания.

Конечно, остров будет особенно интересен и людям увлекающимся военной историей, как живой монумент еще недавних событий.

Отметим, что на острове практически отсутствует контроль за путешественниками, поэтому особенно важно соблюдать порядок и бережно относиться к природе и историческим объектам.

По прибытию на материк, можно заехать в соседний город - Котку, где расположен музей подводного мира Маритариум. В нем живет все многообразие рыб, населяющих финские реки, озера и морские просторы. В музее очень большие аквариумы, есть даже настоящий живой кинозал с естественной подсветкой. А неподалеку находится и самый ближний к границе с Ленинградской областью сухопутный Национальный парк Валкмуса, где можно провести интересный день или остановиться на ночь.

Побывав на Утё и Улко-Таммио вы откроете для себя особенные места на Балтийском море, и возможно захотите побывать и на других островах Финляндии и не только, например в Эстонии.

Topic: Остров Утё | Uto island