Кряж Воттоваара

Пожалуй, что по числу упоминаний в прессе и общественному интересу, из всех природных достопримечательностей Карелии, наибольшее внимание за последние годы обращено к кряжу Воттоваара. Даже не верится, что еще в 2006-7 годах, когда мы впервые снимали материал на этой вершине в Муезерском районе республики, лишь считанные десятки людей знали об особенном складе ее ландшафта. И не более того. Что же оказало столь мощное катализирующее действие, обеспечив широкую известность не самой высокой, и вовсе не обласканной вдохновленными художниками вершине? Ведь даже о таком богатом на природные красоты и историю Национальном парке Паанаярви, что был открыт для путешественников еще в 1992 году, люди в своей массе слышали куда меньше.

Ответ следует из комплекса причин, но главная из них лежит на поверхности - сила человеческого воображения.

Большинство из нас охотно соглашается с тем, что мир устроен глубже, и возможно совсем иначе, нежели его объясняет наука, а вера в некое естество не всегда уводит человека к религии и Богу в общепринятых современным обществом формах поклонения. Все же сегодняшний формат обращения РПЦ к социуму, и в особенности к молодому поколению, не в полной мере отражает требования эпохи, и не находит достаточного отклика, а порою вызывает и активный протест на фоне всеобъемлющей государственной поддержки титульной религии, выраженной в значимых бюджетных тратах и законодательном закреплении привилегированного права доминантной группы верующих на цензурирование светской информационной среды и творческой жизни. Так возникает определенный срез людей, согласных на пассивное верование в нечто божественное, но как правило не интересующихся развитием цивилизации, и как следствие не имеющих даже минимальных представлений об истории мировых религий, а зачастую и негативно предрасположенных ко всем современным формам конфессий. Так у этой группы формируется запрос на заполнение внутренней пустоты, а если есть спрос - будет и предложение.

Таинственность, древние сакральные силы, духи и прочие элементы устаревших религиозных форм - обязательные составляющие такого жанра кино, как "Мистика". Группа молодых людей едет на пикник в лес, сворачивает не в ту чащу, и дальше пошло-поехало. Пугающие события идут по нарастающей, и щекочут нервы (или внутренности) героев до самых финальных титров.

У любого сценического действа должны быть декорации, а если бюджет ограничен, то лучше всего снимать на ближайшей подходящей натуре, как есть. Так и началось восхождение кряжа Воттоваара сначала на местный, а затем и на общероссийский уровень известности. Только в роли продюсеров выступили преимущественно карельские туристические фирмы, а режиссеров набирали по всей земле русской, создавая из сотен черновиков - образцовый сюжет.

Фильм решили назвать "Смерть-гора", снимали в популярном авангардном жанре от первого лица. Камера дергается...дождь заливает...туман..ветер....падение..крики..странные тени в воздухе. И сразу на YouTube. Закадровый текст пригласили читать диктора с говором, характерным для телеканала "НТВ", а для ценителей выпустили коллекционное blue-ray издание с буклетом HDR-фотографий со съемочной площадки и дополнительными видеоматериалами, где провинциальные эксперты рассказывают пораженному глубиной игры зрителю пикантные подробности своих обманутых надежд на своевременное закрепление исключительных прав на объект всенародного интереса.

Нам больше всего нравится вот эта часть "сценарных зарисовок":

"Еще более странное сообщение поступило от группы туристов, которые слышали «странные щелкающие звуки, исходившие от камней». Они не успели даже толком испугаться, как услышали «странное жужжание», которое «исходило откуда-то сверху, как если бы там кружился громадный фейерверк». Мгновением позже перед ними предстало видение женщины в желтом одеянии. Это зрелище, сопровождаемое загадочными звуками, исходившими от камней, оставило у очевидцев впечатление, что они стали свидетелями чего-то, «находящегося на грани между божественным и дьявольским». "

Так кряж Воттоваара стал жертвой мистификаций "первооткрывателей", заинтересованных турфирм, и сочувствующих граждан. Отдельные каменные валуны объявили объектами культурной деятельности бронзового века, сложившиеся в результате схода ледника камни стали называть не иначе, как "сейды", исказив сам смысл языческого термина. На карте кряжа появились "лестница в небо", "колодец душ", точки особо тонкого соприкосновения материй между мирами, и прочие занимательные объекты, через которые сформировался устойчивый пеший маршрут. А ведь десять лет назад по кряжу и тропок не было.

Большой наплыв неподготовленных к отдыху на природе людей обусловил частые случаи проявления таинственной силы - вуаль и пятна на изображениях (запотевание оптики на природе), внезапное отключение телефонов и камер (разрядка аккумуляторов на холоде), дезориентация на местности в следствии неумения пользоваться компасом и перепадов рельефа, и т.п. Подобные мелкие неприятности становились чуть ли не главными событиями для незатейливых туристов, о чем немедля сообщалось в социальных сетях, подхватывалось кругами общения, а молва разносила уже и вовсе закрученные истории. Любопытно, что неведомая сила Воттоваары живет по вполне логичным законам природы, представляясь во всей красе ранней осенью, когда на здешних болотах поспевают галлюциногенные грибы.

Название "Смерть-гора" с легкой руки намертво перекочевало к Воттовааре с близлежащей возвышенности, нареченной так из-за вполне жизненных событий. С доминантной высоты велся минометный обстрел местности в годы Советско-Финской войны, о чем подробно изложено в книге Дмитрия Яковлевича Гусарова "За чертой милосердия".

Отчасти мы рады, что благодаря и нашим усилиям, среди широкой группы людей возрос интерес ко внутреннему туризму в экономически депрессивный Муезерский район Карелии, но во многом испытываем разочарование. Ведь мы представляли миру Воттоваару совсем не такой, и ориентировали к путешествию на чудесный кряж иную аудиторию - людей интересующихся уникальной природой своей страны, а не бесноватых маргиналов.

Мы снимали Воттоваару в течение шести лет, и провели в Северо-Западном регионе России ряд показов художественной мультимедийной выставки, сочетавшей в себе классическую фотографию, станковую графику, акварель, кинопроекцию и музыку. Для реализации проекта по многоплановому представлению природного шедевра, были приглашены к участию в этюдах и последующих показах талантливые художники и музыканты. Выставка экспонировалась на площадках известных государственных и муниципальных музеев - Национальном музее Карелии, Выборгском замке, Усадьбе Николая Рериха и других.

Поэтому мы, как никто другой знаем, чем по-настоящему любопытна эта гора, и несмотря на обилие чуждого информационного поля, советуем вам абстрагироваться от внешнего шума, и взглянуть на нее, как на чистое от потустороннего и при этом невероятное сочетание сказочного ландшафта и природных явлений.

Можно побывать на горе и не увидеть ее, подивиться изогнутым стволам выжженных деревьев, безумным каменным ландшафтам, необычному волнообразному рельефу.

Да, мрачно, но красиво. Да, тревожно. -"И это все?!" - скажите вы.

В светлом лесу нечего бояться злых духов и бесов, и неважно насколько человек набожен. Но когда посреди дня пространство застилает мгла, природа преображается. Холод залезает под кожу и заставляет оборачиваться на собственный шорох.

У Воттоваары два лица, и как в киноленте "Сайлент Хилл", когда звучит сирена начинается совсем другая история.

Но пусть блаженный испуг гонит прочь тех, кто приехал на таинственный кряж потешить себя ожившими байками. Застегните плащи, и смело ступайте в объятия вязкой мари.

С каждым шагом, ландшафт перед глазами полностью меняется. Туман скрадывает пройденный путь, и приоткрывает дорогу, все дальше и дальше уводя вас вглубь горы. Мягкий ковер мхов и плотная пелена поглощают звуки, вы будто бы бесшумно бредете в сказке. Внутри облака нет ветра, все замирает, звенит тишина.

Блуждая по мгле вы набредете на крохотные озера, в которых "плачут" стекающей слезою по гранитным скулам окаменелые лица, а на плоских каменных пластах встретите заполненные водой вертикальные разломы.

Лес на Воттовааре неоднократно горел, ведь в летние месяцы в центральной Карелии может надолго установиться засушливая жаркая погода. Многие деревья на кряже выжжены, их чахлые стволы покрыты сажей, а ветви закручены в спирали. Встречаются одинокие высокие деревья с облезшей корой, так что видны их изъеденные короедами обнаженные стволы, завинченные ввысь будто выделанные бивни нарвалов. А в другие великаны ударила молния, расчленив их надвое.

Именно это сочетание причудливого волнистого ландшафта, украшенного исписанными лишайником камнями и обрамленное мрачным лесом, и плотной мари - причина по которой мы выделили Воттоваару, как совершенно особенное место для путешествия.

Другого такого холма в Карелии, где на столь обширной площади с органичным ландшафтом можно по-настоящему почувствовать себя ежиком в тумане, не найти. Есть еще одна вершина, она называется Лунная гора, но попасть на нее на порядок сложнее, и по части атмосферы мрачного таинственного леса, Воттоваара ее превосходит.

Теперь рассмотрим, как отправиться сюда в путешествие.

Самый простой и удобный способ - дизельными поездами №350 из Санкт-Петербурга или №682 из Петрозаводска. Время в пути от Петербурга составит 13 часов (билет туда-обратно от 1 500р до 3 000р), от Петрозаводска - 8 часов (билет туда-обратно от 1 500р до 2 500р). Если вы живете в Москве, то удобнее будет доехать на прямом поезде (например на фирменной "Арктике" №15/16, билет в оба конца от 4 400р до 13 800р) до столицы Карелии, т.к. поезда из Петрозаводска ходят каждый день, а от Петербурга раз в 2-4 дня.

Если ехать на машине, то дорога от Петербурга займет от 600 до 700 километров в одну сторону. Можно добираться двумя совершенно разными путями. Первый вариант - через Северное Приладожье и город Сортавала. Эта дорога будет тяжелее, т.к. за Сортавала полотно портится, начинается лесная грунтовка, местами заметно ямистая. Но зато путь более живописен, и при желании вы сможете сделать пару остановок по пути - посетить мраморные озера в Рускеала, и сходить на какой-нибудь островок в Ладожских шхерах, или на архипелаг Валаам и остров-маяк Ханхипаси.

Второй вариант дороги - через Петрозаводск, этот путь на 100 километров подольше, но по факту вы обернетесь быстрее, а еще можно будет сделать остановку у водопада Кивач, и даже сходить от Петрозаводска на остров Кижи.

Так что если вы располагаете временем и хотите совместить путешествие на Воттоваару с осмотром других природных красот южной части Карелии - выбирайте автомобиль и разные пути дороги туда и обратно (в этом случае до горы лучше ехать через Сортавала, а обратно по М-18). А если единственная ваша цель - кряж Воттоваара, то поезд будет однозначно удобнее.

По прибытию в деревню Гимолы (или на станцию западно-карельской ветки железной дороги "Гимольская"), до начала кряжа остается 21 километр. Сам кряж ориентирован с юга на север, по обеим сторонам его обходит дорога, замыкая в кольцо протяженностью более 50 километров. Автомобильный подъезд возможен с севера, т.е. если вы на своем автомобиле, то нужно будет объехать гору, и запарковаться на подступах с северной стороны. Отсюда на плато ведет уверенная тропа. Отметим, что дорога местами содержит такие препятствия как крупный острый камень на пригорках, что чревато прорезом покрышки, а также несколько узких бревенчатых мостов через разливы болотной реки Тяжи, переезжать через которые нужно с большой осторожностью.

Если вы едите поездом, то добраться из Гимол можно, захватив с собою велосипеды (провоз которых в поезде совершенно бесплатный, но вы должны упаковать их в чехлы), либо арендовав в деревне заброску, что обойдется вам в районе 4 000р (за оба конца). Не имея необходимости парковать автомобиль, нет нужды объезжать весь кряж. Объезжайте Воттоваару по западной дороге, и уже на 1/3 пути от развилки вы встретите небольшой карман у склона, откуда на вершину проложена пешая тропка. Подъем займет у вас минут 40, а велосипеды (при их наличии) можно завести в лес, и укрыть от лишних глаз.

Поднявшись на вершинное плато, имеет смысл прежде всего определиться с местом установки палатки. Лучше всего для этого подходят склоны вокруг заболоченного амфитеатра неподалеку от вершины. Внизу есть озерцо, а центральное расположение избавит вас от необходимости ходить к самым видовым местам от лагеря и обратно, ведь здесь вы будете прямо посреди основных красот. Это особенно актуально для тех, кто хотел бы сделать красивые фотографии, ведь самый нежный свет бывает на заре.

А дальше ждите, чтобы вам повезло, и открыв наутро палатку, вы не увидели ровным счетом ничего вокруг. Тогда можно вооружиться компасом, картой и навигатором, заварить чая в термос и отправляться в неизвестность.

Но даже если вам не случится увидеть истинное лицо Воттоваары - не расстраивайтесь чрезмерно, ведь даже в обычный день здесь красиво. А чтобы увеличить свои шансы, планируйте путешествие на позднюю осень. В это время вероятность низкой облачности, которая застелет кряж наиболее высока. Еще осенью совсем нет докучливой мошки и комара, а растительность на болотах приобретает багровые цвета, ночью часты заморозки и тогда наутро озерца покрываются ледяной коркой.

Но не переусердствуйте с ожиданием, конец октября - пограничное время, того и гляди выпадет первый снег.

Путешествие на Воттоваару - полноценный отдых на дикой природе, поэтому если вы ранее не практиковали таковой, прочтите нашу статью о необходимом походном снаряжении, дабы не попасть впросак.

В прогулках по горе не забывайте, что Воттоваара - многоголовая возвышенность, и вдали от проторенных троп можно встретить интересные виды и потаенные местечки. Порою, чтобы перейти к дальней каменной гряде нужно опускаться в болотистые чаши, разделяющие высоты кряжа. Сильно изрезанный рельеф местности затрудняет ориентирование даже опытным путешественникам, поэтому обязательно берите в прогулки навигационные средства, а лучше будет сразу пометить в навигаторе точку лагеря.

Озера на горе пустые, рыбы в них нет, поэтому брать с собою удочку нет никакого смысла. А вот портативная система очистки воды не помешает, ведь она большей частью из заболоченных ламбин, и хотя при этом довольно чистая, но стоялая и обладает специфическим привкусом и цветом.

Сотовая связь на вершинах горы берет повсеместно, поэтому вы всегда сможете быть на связи.

Бережно относитесь к природе горы, не сбрасывайте камни в расщелины, и не стройте из них какие-либо туры или навершни, это не украшает Воттоваару. Жечь одинокие деревья на кряже - форменный вандализм, как и лазать на них! Без столь устрашающего но беззащитного перед человеком леса, образ места изменится не в лучшую сторону. Берите с собою газовые горелки.

Оптимально закладывать для отдыха на Воттовааре 3-5 дней, и еще два дня займет дорога. Получается, что за отпускную неделю и прилегающую к ней пару выходных, можно достаточно времени пробыть на горе, и даже посвятить сверх того от двух до четырех дней на осмотр других упомянутых выше природных красот Карелии.

Topic: Марь на кряже Воттоваара | Misty Vottovaara, Кряж Воттоваара | Vottovaara