Hoga Kusten

В России нам хорошо известен Финский залив, ведь на его берегах стоят Петербург и Хельсинки; Рижский залив с красавицей Юрмалой и Эстонскими островами; Калининградский и Куршский заливы, огражденные от открытого моря янтарно-песчаными косами. А ведь на этом Балтика не заканчивается. Там, к северу от Архипелагова моря и Аландских островов, на 700 километров протянулся широкий водный простор - Ботния.

Ботнический залив не только крупнейший по площади в Балтийском море, но и однозначно самый чудной. В древности, во время ледникового периода, обширный слой льда продавил земную кору в месте, где сегодня раскинулись воды Ботнии, и с тех пор суша постепенно поднимается наверх. Понемногу, буквально по сантиметру в год, но с десятилетиями возникают новые карликовые островки, а столетия образуют шхеры. Так через пару тысяч лет весь залив может превратиться в большое пресное озеро.

А покуда на дворе ХХI век, самый верный способ подивиться метаморфозам природы - отправиться в путешествие по его красивейшему побережью, с говорящим названием "Высокий берег".

Высоким берегом или "Hoga Kusten", строго говоря, называют только участок между прибрежными шведскими городками Вестерноррланд и Крамфорс протяженностью около 100 километров. Именно это побережье и близлежащие острова, а также финский архипелаг Кваркен, были внесены в 2000 году в список ЮНЕСКО. Но отправляясь на "Высокий" участок побережья, в любом случае предстоит повидать много других интересных мест в дороге, ведь попасть сюда можно только проехав с юга через Стокгольм или с севера от порта Умео. С последнего мы и советуем начинать.

От Петербурга до старинного финского города Васса, откуда курсируют паромы в Умео, порядка 700 километров пути. Дорога проходит мимо провинциального городка Сейняйоки, где будет удобно сделать остановку на ночлег в конце долгого дня за рулем, а наутро осмотреть местную архитектуру.

Весь культурный центр города (церковь, мэрия, театр, концертный зал, и другие здания) были спроектированы известным финским архитектором Алваром Аалто в 60-х годах прошлого века. Произведения гения финского дизайна впечатляют, невольно завидуешь жителям Выборга, которые могут хоть каждый день ходить в свою чудесную отреставрированную библиотеку.

Паромы из Вассы отправляются, как правило один раз в день - утром или вечером, в зависимости от дня недели. Билет на двоих с машиной и обедом стоит около 200€, купить его следует заранее на сайте перевозчика. Время перехода на западный берег порядка 4 часов, в ресторане сервируется добротный морской шведский стол. Можно сходить в бар, послушать живую музыку. Заскучать не успеете.

По прибытию в Швецию, сразу отправляйтесь в маленький портовый поселок Норрфьерден, что в 45 километрах езды от паромного терминала. Отсюда по нескольку раз в день (в летнее время) отправляются паромы на замечательный архипелаг Холмён, который вы совсем недавно проходили по правому борту.

Паром бесплатный, что приятно после достаточно высоких цен на линии Васса-Умео, и идет шустро. Минут 40, и вы на островах. На борт можно и нужно взять автомобиль, т.к. по Холмёну и соединенному с ним мостом острову Энгесён проложена дорога, и перемещаться пешком по ней долго и без надобности.

Еще в мае 2015 о том, чтобы провести с собою на острова машину не было и речи, на линии курсировал старенький паром и брал на борт только 1 автомобиль за рейс - практически всегда служебный транспорт. Но времена меняются, и сегодня по архипелагу стало куда проще передвигаться.

Выехав с парома на остров - пересекайте Холмён, и берите курс на самый-самый юг Энгёсена. Здесь можно запарковать машину, и по маркированным тропкам пройти к живописным безлюдным берегам, сложенным из каменных лбов. Берите палатку, продукты на ужин и завтрак, бутылку пресной воды...и располагайтесь.

На следующее утро можно вдоволь нагуляться по берегу, набрать грибов-ягод.

А в протоке, у моста на Холмён будет здорово наловить окуней. Клев что надо!

На северо-западном побережье главного острова стоит деревянный маяк Бергудденс.

Башня маяка очень красива, вокруг много старинной утвари - канаты, лебедки.

В домике смотрителя можно и заночевать, заблаговременно арендовав его по телефону +46(0)76-827-29-46.

На юго-востоке Холмён образует глубокий залив, где всегда тихая и прозрачная вода.

В погожие летние дни на архипелаге так хорошо, что спешить продолжить путь совсем не хочется. Долгие закаты и тихий ритм островной жизни отпускают время.

Если нужно докупить продуктов, то у пристани работает лавка, там-же можно договориться и арендовать яхту или катер - сходить на соседние островки с маяками - Холмёгадд и Стора Фъядерэгг, на последнем тоже можно остановиться в маячном городке (с июня до середины сентября, нужно заранее договориться, позвонив по телефону +46(0)70-691-72-20). Прогулка на один из островов будет стоить порядка 1500 крон.

По возвращению с архипелага, отправляйтесь еще немного севернее, за 100 километров - на мыс Бъюрёклабб.

С продолговатого мыса, высоко поднятого над морем, как на ладони можно прочесть хитрую череду шхер и островков на севере. На местном маяке, как и положено начатой на архипелаге традиции, возможно переночевать, ну или как минимум угоститься вкуснейшим мороженным в кафетерии, разменяв очередного "Нильса с дикими гусями".

После визитов на столь прекрасные и гостеприимные маяки, настанет пора отправляться уже непосредственно на Hoga Kusten, самая красивая часть которого входит в состав Национального парка Скулескуген.

По пути вы будете проезжать фабрику известного во всем мире шведского бренда туристической одежды Fjallraven.

При производстве открыт магазин, где можно выбрать вещи из широчайшего ассортимента.

В парке будет здорово провести дня два или три. Здесь сочетается сразу несколько граней северной природы - густой хвойный лес, простор морских шхер, и скалы.

Прежде всего посетите визит-центр, что расположен прямо у главной дороги. Здесь вы сможете взять бесплатные карты маршрутов с обозначением стоянок и путей подъезда, и выбрать понравившийся вариант. Мы бы советовали поставить палатку на одной из полянок близ песчаного озерного берега.

Купите митболы, картофель, брусничный соус, маринованные огурчики, соберите лисичек, и настоящий шведский ужин на природе у вас в тарелке!

Обязательно сходите к желобу из округлых камней, поросших причудливыми лишайниками и мхом. Будто бы тысячи окаменелых яиц высыпались посредине леса. Вслед за полями из камней тропа поведет по мосткам через болотца, и наконец вы подниметесь на крутые скалы, с которых открывается завораживающий вид на горизонт.

На память о красотах Высокого берега будет здорово увезти не только фотографии, но и красочные буклеты шведской почты, которые можно купить в визит-центре Скулескуген. Серию марок о Hoga Kusten нарисовал в 2005 году известный художник-иллюстратор Мартин Морк, чьи работы по праву признаются лучшими произведениями современной почтовой графики.

Побывав на всех видовых местечках на берегу - отправляйтесь на пристань поселка Барста или Бёнхамна, оттуда в летние месяцы ходят катера-паромы на остров Хогбонден, также входящий в состав Hoga Kusten. Проезд стоит 150 крон на человека (за оба конца), расписание можно уточнить на сайте перевозчика.

Хогбонден - маленький остров, но красивый. На холме, возвышаясь над лесом сверкает маяк.

В саду, возле дома смотрителя устроено летнее кафе. К кофе подают бельгийские вафли с морошкой, и другие вкусные десерты.

На смотровой площадке можно расслабиться в кресле, послушать пение птиц и ветер.

На маяке оборудовано несколько уютных комнат для ночлега (от 800 крон за двоих), бронировать следует загодя на сайте.

С одной стороны, можно сказать, мол 800 крон - дорого, но если задуматься и оглядеться - видишь, что грузы на маяк поднимают по лебедке, лето коротко, и содержать такой отель очень затратно.

Путь к маяку ведет по долгой крутой лестнице, опоясывающей склон холма. Посредине путь раздваивается, и тропка уводит к сауне на другом конце острова.

Так что если останетесь на ночь, будет возможность попариться в очень нетривиальном месте.

Возвратившись с Хогбондена на материк, вы логично покинете Высокое побережье. Постепенно ландшафт станет проще, а трасса отойдет от побережья.

Перед отъездом загляните еще раз в местные продуктовые магазины, и купите гостинец в Россию - сюрстрёмминг. Это такой местный деликатес, консервированная квашеная сельд. Его продают в жестяных банках, обычно по полкило. Хорош, как закуска к можжевеловой водке, вот только запах весьма резкий.

История возникновения такой необычной традиции, употреблять в пищу подкисшую рыбу, имеет глубокие корни, уходя к периоду войны шведского короля Вассы с прусским городом Любеком (известным сегодня марципановыми сладостями) в XVI веке. В ходе войны истощились запасы соли, и рыбу пришлось заготавливать сокращая посол. Это привело к брожению, но селедка не тухла, а прокисала, и на вкус оказалась вполне сносной. Слухи о новом способе сохранения рыбы поползли по голодающему северу страны, и население повсеместно стало экономить на дорогостоящей соли, приучаясь к новому вкусу. А по прошествии веков, блюдо стало уже данью традиции и национальным рецептом.

p.s. только будьте осторожны, открывая банку! Процесс брожения продолжается и после консервации, поэтому она может сильно брызнуть соком. Лучше открывать под водой или на улице.

По дороге будут встречаться отвороты на кемпинги, в том числе и на рыбацкие, где за скромные 10-20 крон можно попытать счастья поймать форель.

Уже ближе к Уппсале, сделайте остановку, и отверните к деревне Бёнхамн, что в 220 километрах к югу от Сундсвалля. Здесь, в стороне от основной дороги, находится уютная гостиница, и хорошее кафе в морской стилистике.

В паре сотен метров поодаль возвышается главный виновник местного туристического интереса - столетний деревянный маяк.

В дневное время на Бёнан можно совершенно бесплатно подняться, рассмотреть линзы и убранство служебной комнаты.

Да и сам подъем по могучей лестнице, меж массивных балок и тросов - уже радость.

На нижнем этаже маяка работает лавка, где продаются колоды игральных карт с изображениями шведских маяков, книжки и сувениры.

От Бёнхамна до Стокгольма остается всего 190 километров. Удобнее всего будет отправиться домой на прямом пароме ST.Peter Line, который делает остановку в Таллине. Но если у вас останутся силы, то можно сесть и на ночной паром до Турку, откуда проложить путь по южному побережью Финляндии, а при желании - посетить по дороге еще два самобытных финских острова - Утё и Улко-Таммио.

Topic: Высокий берег | Hoga Kusten