View all essays

Моментальное волшебство vol.1

Недавно мы опубликовали обзор зимнего маршрута в Национальный парк Паанаярви, и тут вспомнили о том, что у нас есть очень интересный материал, снятый в нем этой зимою. Но материал не совсем обычный, и в некотором смысле непубликабельный. Нет-нет :) в нем нет призывов к смене власти, или изменению границ Карелии. Просто фотографии очень необычные, и без предисловия может показаться, что они слишком мрачные и странные. Мы решили сделать о них отдельный пост, и представить всю серию. А заодно расскажем о невероятно крутом фотоаппарате, используя который вы сможете управлять пространством. Правда, времени на подобные путешествия остается все меньше.

Сегодня вновь стало модно фотографировать на камеры Polaroid, которые позволяют сразу же получить бумажный снимок. Существуют даже специальные устройства, которые позволяют переводить фотографии снятые на смартфоны — на карточки для polaroid, что только не выдумают. Но не все подобные камеры, будь то пластмассовые монстры из 90-х, или стильные портсигары из 70-х "плюются" фотографиями. Первые моментальные аппараты, появившись на рынке в 1920-х годах, снимали на рулонную пленку, и только в 1960-х появилась революционная по тому времени камера — листовой полароид (предшествующий современным моделям). Конструктив камер создал Генри Дрейфус. О ней и речь сегодня. Модель камеры что у Наташи в руках на фотографии в шапке поста называется "Land-100", и у нее есть собратья, которые незначительно отличаются друг от друга. К примеру, Патти Смит и Мэпплтор снимали на 250 модель.

Кстати, снимала Наташа в тот момент — зимние виды водопада Кивач. Давайте посмотрим, что у нее получилось.

Ну как вам?

На первый взгляд можно подумать, что это — слайд, вырванный из картонной рамки. И вы почти правы, только кант — это не картонная рамка, а остаток засохшей, не удаленной после съемки кальки, покрытой растекшейся краской. И вторая поправка, это не слайд, а покрытая цветной химией бумага, изображение на которой проступило после контакта с негативом. Т.е. по сути это — бумажный контактный отпечаток с негативной фотопленки (простите, мы правда старались написать по-русски). Откуда же взялась пленка и как это все происходит?

Камеры Polaroid Land-100/250 устроены так. У них фиксированное фокусное расстояние, а резкость наводится подвижкой меха (гармошки), нацеливаться же на нее нужно при помощи дальномерного видоискателя, вынесенного из тела камеры (через него же вы строите композицию). Камера отрабатывает большой диапазон выдержек, в том числе и очень короткие. Есть возможность корректировки +/- экспозиции, а вот установить экспопару вручную можно только у редких моделей. Но в целом, автоматический замер неплохо справляется с ровным освещением. У камер этой серии есть стандартный штативный разъем, что позволяет снимать ими в условиях плохого освещения. Экспонометр работает от специфического типа батареек, практически не применяемых в современном мире, найти их можно только на иностранных интернет-аукционах и за 10+ у.е., не считая пересылки. Поэтому проще перепаять батарейный отсек под ААА, вставив в него блок от ненужного поднебесного фонарика или другого ширпотреба.

Теперь самое важное в этом фотоаппарате — расходные материалы. Polaroid Land-100/250 снимает, как мы уже написали выше, на листы. Листы представляют из себя пары из негатива и бумаги, с прослойкой цветной/черно-белой химии (как на этом кадре с винтовой лестницей маяка Осиновецкого), и калькой по канту. 

Способ смены материала — механическая протяжка, т.е. листы фабрично упакованы в кассеты по 10 шт, а их кальки скреплены между собой клеевым слоем. Кассета защищена шильдом, и загружается в камеру, шильд удаляется, затвор взводится, вы экспонируете первый лист, и далее - главный в техническом плане момент. Для протяжки листа нужно крайне бережно, поступательными движениями вытянуть за выступающий кончик кальки - ее излишек, слегка склеенный с калькой от следующего листа, так вы подтяните экспонированный лист, и отделите его кальку от кальки следующего, кончик кальки которого встанет на очередь, и дальше — уже уверенным ровным движением вытянуть освободившейся от остальных лист. При этом лист пройдет через металлические валы, плотно прокатившиеся по нему на выходе из камеры. В результате произойдет ровный контакт негатива, содержащего изображение и чувствительной бумаги, с химией, что их разделяла. Вы будете держать в руках лист, а внутри него уже будут происходить брожения и прочие метаморфозы космического масштаба. Спустя несколько десятков секунд, а порою и пару минут (в зависимости от температуры и того, цветная это химия или черно-белая), наступит время открывать ;) Не стоит ждать лишний час, ведь томительное ожидание чуда, когда вы буквально держите все в своих руках не только вредно, но даже губительно! Постепенно химия засохнет, и все будет потеряно. Поэтому открывать нужно, подождав пару-тройку минут. Это делает съемку на Land несколько неудобной в условиях путешествий на природу, т.к. разорвав лист, вы сделаете поверхности как негатива, так и бумаги беззащитными от внешних факторов. Химии понадобится время чтобы полностью высохнуть, а до тех пор любой контакт мокрых листков с пальцами, или даже летящей пылью приведет к возникновения дефектов на их поверхностях. Как, например, страницы книги "Канинская тундра", оставившие свой след на этом листе с видом Сосновецкого маяка в ночи:

Когда вы снимаете в сухом помещении, вы можете положить листы на чистый стол и спокойно дождаться своего часа (главное не сушить их феном и т.п., от такого воздействия горячего воздуха кадры на глазах потемнеют, особенно цветные), но на природе это сложно осуществимо. Хуже всего в холодную погоду, при большой влажности, и во время осадков. Однажды мы снимали на Land во время экспедиции на яхте по Белому морю, и это было очень тяжко, бумага почти не сохла.

После того, как лист высыхает, можно считать его готовым. Его можно отсканировать, и получить достойный материал в портфолио. Но главным итогом, безусловно, остается сам отпечаток. Это готовый арт-объект, и именно он является основным результатом этих немалых стараний. Его можно вставить в специальный альбом, оформить (особенно хорошо в виде диптиха или триптиха) в широкий багет. Негатив, оставшийся после съемки тоже может быть полезен для творческих экспериментов. У цветных негативов можно аккуратно смыть, при помощи хлорки, черную краску с оборотной стороны, получив прозрачное изображение, как на обычном негативе. Его можно также отсканировать, получив большее разрешение файла, и несколько иные цвета (более резкие и контрастные), а если у вас золотые руки, то и напечатать с него оптически на цветной бумаге. Но если вы на такое способны, то полагаем наша статья интересна для вас только просмотром фотографий. А о фотографиях мы чуть и не позабыли. 

Земли Национального парка Паанаярви — сказочный мир, это абсолютный чемпион Карелии по пейзажам. Но об этом краше написано в обзоре маршрута, там и фотографии как положено - цветные, яркие открытки. Эта же серия о зиме скорее авторский взгляд, наше ощущения короткой январской недели в объятиях стужи. Мы жили в избушке на берегу разлива реки, в двух километрах лыжной тропы от домика егеря. Светало в 10, а темнело уже в середине дня. Чтобы принести воды для чая или тем-более бани, каждое утром Юра рубил топором прорубь, застывающую в 30-градусные ночные морозы. Мы ходили на лыжах на гору Киваккатунтури - полукилометровый горбатый холм и ездили на снегоходе на ее соседку — Нуорунен, высшую точку Карелии. Лес на горах был окутан снежным панцирем, деревья опирались друг на друга, а низкорослый молодняк в расщелинах напоминал странных враждебных существ с кучей лап. На разлив реки часто прилетали лебеди, целые стаи. Но завидев нас издалека, они спешили отплыть на течение. 

Январь в Паанаярви — не туристическое время, озера только-только скованы льдом, и выход на них опасен, день совсем короток, а новогодняя кутерьма уже позади. Поэтому мы очень советуем ехать в Паанаярви в январе тем, кто хочет найти покоя, и пропустить через себя холода и темные ночи этой поры. Тем острее будет радость от прихода новых весен. 

Вернуться в 1960-ые по-настоящему, пока нельзя. А вот вернуть туда зрителя ваших снимков, вполне возможно. В Паанаярви это получится как нельзя лучше, ведь последнее значимое изменение в природе тех мест случилось как-раз полвека назад, когда была запущена Кумская ГЭС, поднявшая уровень воды в озерах и реках. 

К сожалению, 3 дня назад в жизни фотоаппаратов серии Land произошло грустное событие. Японская корпорация Fujifilm, единственная в мире компания производящая расходные материалы для Land, объявила о прекращении производства цветной пленки FP-100C, единственной производимой на сегодняшний день. Ранее, 2 года назад Fujifilm свернула производство черно-белой пленки FP-3000B, а еще ранее FP-100B. Таким образом, с весны в мире больше не производят кассеты для полароидных камер Land. Оставшиеся запасы черно-белой пленки уже просрочены, и вскоре иссякнут совсем, а цветные пленки будут продаваться еще какое-то время, может быть год. Затем на складах закончатся и они. Впоследствии, согласно сценария апокалипсиса для Land, выйдут все сроки годности и цветных пленок. Однако материалы, при должном хранении могут использоваться и многие годы после окончания срока годности. Вот только купить их можно будет лишь за большие деньги (а даже сегодня стоимость кассеты из 10 кадров составляет около 15 евро для цветной пленки, и 30 для черно-белой). Цена на камеры (сегодня около 100 евро) упадет, но покупать их будут только коллекционеры антиквариата. Впрочем, есть шанс на спасение. Десятилетие назад было прекращено производство пленок для "плюющихся" полароидов - красавцев SX-70 и им подобных:

Но спустя пару лет в Нидерландах, на базе выкупленного энтузиастами завода Polaroid, было начато новое производство пленки для этих камер под брендом The Impossible project. Благодаря грамотному маркетингу, и волне интереса к аналоговой фотографии, сегодня производство фотоматериалов для этой линейки камер отлажено, и качество их эмульсий растет с каждым годом. Немецкое издательство Slanted даже выпускает ежегодные отрывные календари (по 1 листику на каждый день) в формате полароидного листа для SX-70, буквально 1:1. p.s. мы регулярно выигрываем в конкурсах на публикации в этом календаре, и там правда публикуются классные фотографии со всего мира. 

Но шансы на спасение у Land весьма призрачны, в отличие от более современных камер SX-70 и др., что родом из 70х-90х, производство пленок для такого типа камер намного сложнее и дороже. Тем-более, что последний завод расположен в Японии, а в Европе даже нет оборудования для такого производства. Да и для большинства фотографов куда проще, понятнее и удобнее получить кадр, нажав кнопку и без рисков (к сожалению, иногда при работе с Land случается, что в момент протяжки кадра, особенно первого, калька рвется...в этом случае с 99% сделать уже ничего нельзя, кассета идет на выброс) получить готовый снимок, который выглядит привычнее, и не требует просушки.

Если вам пришлась по душе съемка на Land (мы вас уже уважаем) — не откладывайте эту идею. Лучше начать прямо сейчас, пока цветную пленку еще можно купить по приемлемой цене, и в достаточном количестве. Попробуйте, понравится — купите кассеты про запас, отведите для них место в холодильнике и возвращайтесь в прошлое, глядя на свои фотографии.

Ниже — немного практических советов по работе с Land:

1. Старайтесь аккуратно обращаться с коробками, в которых лежат кассеты. Если вы заказываете их по почте — настаивайте на жесткой и надежной упаковке. Если берете с собой в поход, кладите наверх рюкзака. Кассеты очень боятся давления. Смяв пальцами новую кассету вы можете нанести непоправимый отпечаток на все фотографии. На некоторых из представленных в этой статье фотографиях видны артефакты по углам — это следы от механического воздействия на листы в процессе их обработки (зажали угол пальцем, и т.п.). 

2. Никогда не трясите сырые снимки в первые секунды после проката через ролики, жидкая химия еще не успеет первично схватиться, и вы можете смазать картинку.

3. После съемки кассеты, всегда чистите прокатные ролики перед тем как вставить новую. На роликах скапливаются и засыхают (особенно по углам) излишки химии, выдавленные при прокате. Это может сказаться на качестве проката последующих листов. Засохшая химия может препятствовать должному сжатию листа, царапать его, способствовать неравномерному контакту с негативом.

4. Камера Land относительная легкая, хотя и металлическая, при сильно выдвинутой гармошке обладает приличной парусностью, и легко может упасть со штатива. Усиливайте штатив грузом при съемке в ветреную погоду. Вероятность разбить стекла в камере при падении мала, а вот повредить тонкие направляющие гармошки очень легко.

5. Всегда проводите т.о. меха (гармошки) камеры. Гармошка сделана из кож.зама, имеет шов в нижней части, внутри гармошки — плотный картон. Часто от старости, и регулярной эксплуатации, шов на кож.замном покрытии гармошки расходится, и обнажается картонная внутренность. Если окажется, что в этом тоннеле между объективом и кассетой что-то светит (есть небольшие щели и т.п.) - вы засветите кадры. Регулярно осматривайте меха на предмет их целостности.

6. Не держите затвор взведенным, если не собираетесь снимать в ближайшее время. Вы можете растянуть пружину, и повредить механизм взвода затвора. Land, в реалиях даже 60-х годов нельзя назвать репортажной камерой, поэтому быть всегда готовым сделать кадр нет нужды.

7. Следите за состоянием видоискателя, камеры старые, и порой внутренняя рамка построения композиции может сбиваться, что по неосмотрительности приводит к неверному построению кадра (можно значительно обрезать композицию по верхнему краю, и реже по бокам). 

8. Следите за исправностью хода меха. Помните, что видоискатель определяет резкость по приближению/удалению модуля с объективом. Порой, опять же по причине солидного возраста камер, может возникать погрешность при подвижках меха, что приводит к промахам по резкости, в особенности при фиксации на максимальном значении.

9. Land имеет несколько дополнительных аксессуаров, которые помогают в его использовании. Пожалуй, наиболее полезным будет механический таймер спуска затвора — очень стильная металлическая надстройка, устанавливающаяся поверх кнопки спуска затвора, и позволяющая отсрочить спуск на произвольное время (ручной завод), вплоть до десятка секунд. Незаменимая вещь для съемки групповых портретов со штатива, когда в кадре хочется быть всем, включая фотографа.

10. После разделения негатива от бумаги, не спешите отрывать от бумаги кальку. Длинный язычок кальки позволяет вам удобнее держать сырой отпечаток, и даже дает дополнительные возможности для сушки (всю эту серию фотографий мы сушили в избе, прикалывая листы на гвозди в балках сруба, ничто не мешало листам висеть под потолком, куда поднимается сухое тепло от печки). На этой фотографии, видно нашу систему просушки:

Если вы снимаете цветные фотографии, то и вовсе, засушенный слой кальки по периметру кадра придаст фотографии особое очарование (как на снимках зимнего Кивача). Этот кант создает ощущение винтажности, и сохраняет переходные цвета, оставшиеся от разлива цветной химии на краях кадра.

  • ION Luxury Adventure Hotel

    ION Luxury Adventure Hotel открыл двери в 2013 году, и по праву может быть определен на почетную строчку в списке наиболее интегрированных в природную…

    Плавучий маяк Реландерсгрунд

    Еще в недавнем прошлом во множестве морей дежурили в навигацию плавучие маяки. Там, где сложная обстановка требовала обустройства…